Механизмы и критерии самосознания


Механизмы и критерии самосознания

Критерии самосознания

Определение 1

Самосознание – это высший уровень развития сознания, процесс и результат познания себя, своих психологических, физиологический и социальных особенностей, а также соотношения себя с другими и самим собой.

Самосознание представляет собой один из интереснейших объектов изучения психологической науки, в силу го важности в структуре человеческой личности, а также в прикладной психологической деятельности. Высокая значимость проблемы самосознания, находит свое отражение в многообразии подходов к его определению и выделению критериев начала формирования самосознания в онтогенезе.

На позициях раннего, физиологического отображения самосознания стоят подходы Бехтерева и Столина. В качестве критериев первичных форм самосознания они указывают смутное ощущение процесса существования, познание собственного тела, через простейшие манипуляции, которые характерны для младенцев. Таким образом самосознание зарождается онтогенетически раньше сознания, которое в дальнйшем выступает как база его формирования.

С точки зрения психоанализа, критерием формирования самосознания выступает процесс отделения ребенка от матери, который как правило совпадает с прекращением грудного кормления, т.е. в 1,5 – 2 года. Ребенок начинает осознавать собственные, эгоистические потребности, что приводит к первичному познанию самого себя, выделению себя из окружающего мира.

Согласно субъектно-деятельностному подходу самосознание складывается к трем годам, когда ребенок начинает узнавать себя на фотографиях и в зеркале, устойчиво использовать местоимение «я», т.е. выделять себя из окружающего мира, осознавать себя как некую цельность, идентичность.

Наконец, Кон и Шпрангер настаивают на том, что хотя предпосылки к формированию самосознания складываются еще в детстве, говорить о нем как о самостоятельном процессе можно лишь начиная с подросткового возраста, когда активно начинают работать процессы самопознания и самоотношения, через рефлексию и самооценку. До этого момента накопление знаний о себе носит естественный и неустойчивый характер, образ Я легко меняется под воздействием оценок других, особенно взрослых.

В настоящее время в науке принято выделять 11 критериев самосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);
  2. осознание своей активности («Я управляю собой»);
  3. осознание результатов своей активности
  4. осознание своего индивидуального опыта, возможности индивидуального изменчивого поведения.
  5. осознание себя «через другого» , возможность выделить свои особенности в сравнении с другим
  6. овладение речью и как следствие возможность диалога с другими
  7. наличие когнитивных схем
  8. осознание наличия различных точек зрения
  9. осознание своих мотивов, возможностей, способностей
  10. знание и управление своей познавательной деятельностью
  11. наличие автобиографической памяти.

Структура самосознания

Самосознание представляет собой сложный и многокомпонентный феномен. Оно охватывает одновременно разные формы и уровни взаимодействия личности с самой собой. Согласно Мерлину структура самосознания содержит четыре компонента:

  • Сознание своей тождественности;
  • Сознание своей субъектности;
  • Сознание своей индивидуальности;
  • Сознание своей самооценки.

Данные компоненты перекликаются с уровнями самосознания. Непосредственно-чувственный уровень предполагает осознание себя как индивида, понимание непрерывности и преемственности собственного бытия, познание собственной физической индивидуальности. Целостно-образный уровень включает в себя понимание Я как действенного, активного начала, источника желаний и потребностей, а также энергии, воли и саморегуляции. Образ Я приобретает характер целостной системы, хотя и не полной. Рефлексивный уровень реализуется через целенаправленное самоизучение, наблюдение за собственным поведением, мыслями и эмоциональными состояниями. Происходит поиск уникальных, индивидуальных особенностей, идентичности, которая выстраивалась бы не только на преемственности бытия, но и отличии от других. Целенаправленно-деятельностный уровень предполагает наличие системы критериев по которым происходит оценка себя и собственной деятельности. Данные критерии должны быть внутренними, выработанными самой личностью, на основании ее знаний и опыта, и служат в качестве источника дальнейшего личностного развития.

Механизмы самосознания

Определение 2

Механизмы самосознания – это пути, по которым складывается образ Я, формируются процессы самопознанния и самоотношения личности. Поскольку самосознание продукт социализации, включенности личности в социальные отношения, механизмы его формирования начинаются действовать задолго до возникновения самосознания как такового, а именно с момента рождения ребенка, а иногда и в процессе беременности.

Первичным из таким механизмов выступает атрибуиця, т.е. непосредственное приписывание ребенку тех или иных особенностей и качеств. Как правило это происходит в форме прямого или косвенного внушения, когда новорожденные уже наделяется такими качествами как умный, красивый, сильный, послушный и так далее.

Система комплиментарных отношений характеризует взаимотношение и позицию субъекта в паре, а в случае взаимотношений родитель-ребенок, для последнего эта позиция проецируется на весь мир. Благоприятные отношения закладывают основы позитивной, реалистичной установки, отвергающие приводят к формированию комплекса «я – плохой».

Принятие точки зрения другого на себя – это вариант интериоризации, когда ребенок вращивает, впитывает особенности поведения и отношения значимых взрослых, присваивая их ценнности, убеждения и в том числе оценку себя самого.

Идентификация – один из достаточно зрелых механизмов самосознания, позволяющий встать на место другого, приписать ему собственные мысли и переживания. Особенность данного механизма в том, что он позволяет взглянуть на себя со стороны, перешагнуть через эгоистическую позицию.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :