Когнитивное самосознание


Когнитивное самосознание

Сущность самосознания

Определение 1

Самосознание представляет собой высшую форму развития сознания, отражение и активное познание самого себя, своих психических, физических и социальных качеств, а также их оценку.

Эволюционно самосознание формируется на базе сознания путем выделения личности из окружающего мира, формирования устойчивой идентичности и преемственности себя на протяжении длительного времени.

Самосознание исключительно человеческое новообразование психики, для его формирования необходимо социальная среда, оценки других, атрибуты которые они приписывают личности закладывают основы и потребность в осознании себя. Другие выступают не только как внешний источник оценки, но и как инструмент сравнения, объекты с которыми соотносятся качества и свойства личности.

Самосознание включается в себя когнитивный и эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент реализуется посредством процесса самоотношения, результатом которого выступает самооценка. Самооценка переживается как эмоциональное переживание собственных индивидуальных особенностей, однако в ее основе лежит соотнесение личности и ее проявлений с определенными эталонами. Характер выбранных эталонов в значительной степени предопределяет возможность эмоционального принятия/непринятия себя и степень зрелости личности.

Так, по мере взросления личность от оценки непосредственно своих качеств и социального статуса переходит к оценке собственного деятельного вклада в социально-значимую сферу жизни. Становление самосознания это сложный и длительный процесс который включает прохождение такие этапов как:

  • Непосредственно-чусвственный уровень – самосознание при помощи органов чувств, познание собственного тела;
  • Личностный уровень – переживание собственной субъектности;
  • Интеллектуально-аналитический уровень – раскрытие содержательных характеристик психики;
  • Целенаправленно-деятельностный уровень – интеграция всех предыдущих уровней, осознание самосознания как движущей силу развития личности.

Самопознание

Когнитивный компонент самосознания представлен процессом познания самого себя, т.е. самопознанием.

Определение 2

Самопознание предполагает накопление знаний о себе, своих особенностях, психологических чертах, физиологических характеристиках. Процесс самопознания может протекать не организованно, либо целенаправленно, в рамках специально-организованной деятельности.

Стихийное самопознание происходит перманентно с первых дней жизни человека, путем пассивного наблюдения за собственным поведением, проявлениями, реакциями окружающих и итогами собственной деятельности. Данный процесс фиксации происходит постоянно и субъективно переживается как накапливание жизненного опыта.

Целенаправленное познание базируется на самонаблюдении. Собрав определенный материал личность начинает рефлексировать, т.е. анализировать причины собственных поступков, реакций и переживаний, своего социального положения и физического состояния. Самоанализ позволяет глубже проникнуть в систему взаимосвязей личностных качеств, создать более адекватную и устойчивую картину Я.

Следующим этапов выступает сравнение собственных качеств с эталоном – в качестве него может выступать некоторая абстрактная величина (доброта вообще), либо конкретный уровень реализации качества конкретного человека (доброта матери). Сравнение с эталоном позволяет соотнести себя с другими, оценить собственный уровень развития, вынести оценочные суждения. Недостаточная развитость определенных качеств может выступить как мотивирующий фактор, стимул к личностному развитию, либо напротив, как повод для угнетения себя, развития психологического расстройства.

Моделирование собственной личности предполагает создание целостной структуры Я, выстроенной с учетом всей имеющейся информации. На этом этапе отделить самопознание от самоотношения фактически невозможно, когнитивный и аффективный компонент тесно переплетены и дополняют друг друга.

Заключительным этапом процесса самопознания является осознание противоположностей. Данный процесс предполагает признание личностью за собой права на совершение крайне полярных поступков, проявление противоположных качеств, в зависимости от внешних обстоятельств, а не жестких внутренних детерминант. При этом важным моментом является соблюдение баланса между конформностью – полном подчинением ситуации и ожиданием и психопатизацией – болезненным следованием внутренним установкам без учета внешних условий.

Нарушения когнитивного самосознания

Когнитивный аспект самосознания может подвергаться воздействию патогенных фактров, в результате которых развиваются следующие нарушения:

  • Деперсонализация;
  • Криптомнезия;
  • Отчуждение или присвоение ролей;
  • Нарушение единичности личности;
  • Расщепление личности.
Замечание 1

Данные нарушения связаны с искажением образа Я, отторжением либо напротив включением в него какого-либо содержания. Большинство нарушений может проявляется на одном из трех уровней.

Соматопсихический предполагает искажение ощущения собственного тела. Так при деперсонализации человек перестает ощущать часть тела как свою собственную. При нарушении единичности у него возникает стойкое ощущение существования двойников, которые полностью повторяют его действия.

Аллопсихический уровень характеризуется искажением обстановки, окружения пациента. Для деперсонализаци характерным признаком будет выступать переживание искуственности окружающего мира, ощущения что все происходит «не со мной». При науршении единичности, для пациента дублируются значимые объекты и субъекты его окружения – врачи, родственники, больницы.

Аутопсихический уровень отражает болезненные изменения собственно психологических переживаний. Деперсонализация предполагает отказ от собственных чувств или мыслей, что часто возникает как форма психологической защиты на травмирующую ситуацию. Присваивание, напротив, будет характеризоваться приписыванием себе чужих эмоций. Нарушение единичности будет переживаться как существование множества идентичых Я, которые хотя и независисмы друг от друга, но являющихся одним целом, а расщепленное сознание, напротив, характеризуется возникновением качественно разных личностей, которые не только независисмы, но и не представлены друг другу непосредственно.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :