Самосознание – это осознание субъектом самого себя в отличие от иного, то есть, от других субъектов и целостного мира. Также это осознание человеком собственного взаимодействия с объективным миром и субъективным миром, или психикой, осознание своих жизненно важных потребностей, чувств, мыслей, инстинктов, мотивов, переживаний и действий.
Иными словами, личности необходимо обладать самосознанием. В этом случае под самосознанием понимают совокупность психологических процессов, посредством которых происходит познание человеком самого себя и выработка у него эмоционально-ценностного отношения к себе. В результате этих процессов вырабатывается образ «Я», то есть совокупности представлений личности о самой себе, связанная с их эмоциональной оценкой. Содержание образа «Я» состоит из представлений, касающихся своего физического облика, социальных ролей личности, интересов и склонностей, ценностных ориентаций, интеллекта, черт характера и пр.
Несмотря на то, что понятие «Я» предполагает наличие внутреннего единства личности, фактически, у каждого человека есть множество разнообразных образов «Я», которые строятся на различных основаниях:
Еще одно значимое сложное психологическое образование – это эмоциональная составляющая образа «Я», то есть самооценка. В первую очередь, следует отметить, что она может быть двух форм: как множество частных самооценок, которые фиксируют оценку каких-то отдельных аспектов собственного «Я», а также как обобщенная самооценка, фиксирующая итог личностного отношения к себе, не являясь простой суммой частных самооценок.
Каждый конкретный компонент образа «Я» определяет свою значимость тем, какое место этому аспекту «Я» отведено в системе ценностей, которые приняты данной личностью. Если некоторые компоненты образа «Я» будут для личности высоко значимы, то оценка себя в соответствии с данными качествами может оказать значительное воздействие на итоги самоотношения, а если компоненты не будут значимы, то личность может беспечно признать собственное несовершенство в этом отношении, при этом не испытав никакого чувства неполноценности.
Принято выделять три первостепенных источника формирования самосознания в психологии:
Принцип усвоения чужих оценок предполагает, что представления человека, касающиеся самого себя, во многом определены уровнем оценивания его окружающими. С этой позиции, процесс становления самосознания состоит из трех этапов:
Под воздействием благоприятного мнения самооценка индивида повышается, под воздействием отрицательного мнения – снижается.
Принцип социального сравнения. На первый взгляд, многие компоненты образа «Я» выглядят исключительно описательными, например, умный, сильный, добрый, красивый, решительный, смелый и пр. Фактически же все эти компоненты предполагают сравнение, зачастую бессознательное сравнение с окружающими людьми.
У процесса сравнения есть и еще один аспект, а именно – сопоставление своих притязаний, то есть стремлений к определенному намеченному уровню успеха в разнообразных областях деятельности (в учебе, спорте, профессиональной сфере), либо в области межличностных отношений (желание занять в коллективе определенное место, добиться симпатии и уважения определенных людей) с реальными достижениями в соответствующих областях жизни.
С этой позиции уровень самоуважения определяется в соответствии с формулой, числителем которой является успешность реальных личностных достижений, а знаменателем – то, к чему она стремится, то есть уровень исходных ее притязаний.