Мотивы деятельности личности в психологии


Мотивы деятельности личности в психологии

Понятие мотива

Определение 1

Мотив – это то, что побуждает человека к выполнению определенного типа деятельности, направляя его на процесс удовлетворения некоторой потребности.

Иными словами, мотив является отражением потребности, действующей в качестве объективной закономерности и необходимости.

Мотивами могут являться потребности и мысли, а также иные психические образования. Но чтобы осуществить деятельность, только внутреннего побуждения недостаточно.

Определение 2

Мотивация – это вся сумма внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к специфическим и целенаправленным действиям.

Мотивации характерен двойственный смысл: во-первых, это система факторов, оказывающих влияние на человеческое поведение, а во-вторых, это характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на некотором уровне.

В мотивационной сфере выделяют:

  • мотивационная система личности – это целостная организация любой побудительной силы деятельности, которая является основой человеческого поведения, включающего в себя потребности, мотивы, интересы, влечения, убеждения, установки и т.д.;
  • мотивация достижений – потребность достижения высоких результатов в поведении и удовлетворении любых других потребностей;
  • мотивация самоактуализации – это наиболее высокий уровень в иерархии личностных мотивов, которые состоит из потребностей личности в наиболее полной реализации собственного потенциала и потребностях самореализации себя.

На успех любого типа деятельности оказывают воздействие не только способности и знания, но и мотивация. Чем более высоким будет уровень мотивации и активности, тем больше фактов будет побуждать человека к осуществлению деятельности, и тем большее количество усилий он будет прикладывать.

Мотивы личности

Определение 3

Мотивы личности – это система потребностей личности в побуждении. Внутренние психические побуждения к деятельности и поведению объясняются актуализацией тех или иных личностных потребностей.

Выделяют различные деятельностные мотивы:

  • органические, направленные на удовлетворение естественных потребностей организма, они связаны с ростом, самосохранением и развитием организма человека;
  • функциональные – их удовлетворение возможно только посредством различных культурных форм активности, к ним относят занятия спортом;
  • материальные – побуждающие человека к выполнению деятельности, которая направлена на создание предметов домашнего обихода, а также разнообразных инструментов и вещей;
  • социальные – порождающие разнообразные типы деятельности, которые направлены на занятие определенного места в обществе, получение признания и уважения;
  • духовные – являются основой типов деятельности, связанных с самосовершенствованием человека.

Совокупность органических и функциональных мотивов является мотивацией поведения и деятельности человека в определенных обстоятельствах, и могут влиять и даже изменять друг друга.

Деятельность людей в большинстве случаев побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем большим количеством мотивов определяется деятельность человека, тем выше будет общий уровень мотивации.

Принято различать две группы мотивов, взаимосвязанных между собой, а также определяющих поведение и деятельность личности:

  • генерализованные мотивы – выражающие предмет потребности и направляющие устремления личности. Сила этого мотива обуславливается значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные – включают мотивы выбора пути, средств и способов достижения и реализации цели, которые обусловлены потребностным состоянием личности, а также ее подготовленностью и наличием возможностей успешного воздействия реализации поставленных целей в конкретных условиях.

Сознательно обоснованными мотивами являются:

  • ценности;
  • убеждения;
  • намерения.

Ценности – это философское понятие, которое используется, чтобы указать на личностную или социально-культурную значимость некоторые явлений и объектов.

Ценностями личности образована система ее ценностных ориентаций и элементов внутренней структуры личности, которые являются для нее особо значимыми. Такие ценностные ориентации являются основой сознания и деятельности личности.

Ценность – это личностно окрашенное отношение человека к миру, которое возникает на основании не только знаний и информации, но и на основании субъективного жизненного опыта.

Ценностями жизни человека придается основной смысл. Ценности являются частью культуры, получаемой от родителей, семьи, религии, школы и окружающей среды.

Культурные ценности – это убеждения, которые широко поддерживаются обществом и определяют, что является правильным и желательным.

Выделяют ценности:

  • самоориентированные – касающиеся индивида, отражая его цели и общий подход к жизни в целом;
  • ориентированные другими, отражающими общественные желания, которые затрагивают взаимоотношения индивида и группы;
  • ориентированные окружающей средой – ими воплощаются представления общества относительно желательных взаимоотношений индивида с экономической и природной средой.

Убеждения – это мотивы теоретической и практической деятельности, которые обосновываются теоретическими знаниями и целостным человеческим мировоззрением.

Глубоко обоснованные убеждения могут сохраняться на протяжении всей человеческой жизни. Убеждения представляют собой наиболее обобщенные мотивы. Но если представить, что устойчивость и обобщенность являются характерными признаками свойств личности, а убеждения уже нельзя считать мотивами в общепринятом смысле слова. Чем более обобщенный мотив, тем ближе он становится к свойствам личности.

Намерение – это решение о достижении некоторой цели, которое человек принимает сознательно, четко представляя себе средства и способы действий.

В этом случае объединяются побуждения к действиям и планирование. Намерением организуется человеческое поведение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :