Мотив – это то, что побуждает человека к выполнению определенного типа деятельности, направляя его на процесс удовлетворения некоторой потребности.
Иными словами, мотив является отражением потребности, действующей в качестве объективной закономерности и необходимости.
Мотивами могут являться потребности и мысли, а также иные психические образования. Но чтобы осуществить деятельность, только внутреннего побуждения недостаточно.
Мотивация – это вся сумма внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к специфическим и целенаправленным действиям.
Мотивации характерен двойственный смысл: во-первых, это система факторов, оказывающих влияние на человеческое поведение, а во-вторых, это характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на некотором уровне.
В мотивационной сфере выделяют:
На успех любого типа деятельности оказывают воздействие не только способности и знания, но и мотивация. Чем более высоким будет уровень мотивации и активности, тем больше фактов будет побуждать человека к осуществлению деятельности, и тем большее количество усилий он будет прикладывать.
Мотивы личности – это система потребностей личности в побуждении. Внутренние психические побуждения к деятельности и поведению объясняются актуализацией тех или иных личностных потребностей.
Выделяют различные деятельностные мотивы:
Совокупность органических и функциональных мотивов является мотивацией поведения и деятельности человека в определенных обстоятельствах, и могут влиять и даже изменять друг друга.
Деятельность людей в большинстве случаев побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем большим количеством мотивов определяется деятельность человека, тем выше будет общий уровень мотивации.
Принято различать две группы мотивов, взаимосвязанных между собой, а также определяющих поведение и деятельность личности:
Сознательно обоснованными мотивами являются:
Ценности – это философское понятие, которое используется, чтобы указать на личностную или социально-культурную значимость некоторые явлений и объектов.
Ценностями личности образована система ее ценностных ориентаций и элементов внутренней структуры личности, которые являются для нее особо значимыми. Такие ценностные ориентации являются основой сознания и деятельности личности.
Ценность – это личностно окрашенное отношение человека к миру, которое возникает на основании не только знаний и информации, но и на основании субъективного жизненного опыта.
Ценностями жизни человека придается основной смысл. Ценности являются частью культуры, получаемой от родителей, семьи, религии, школы и окружающей среды.
Культурные ценности – это убеждения, которые широко поддерживаются обществом и определяют, что является правильным и желательным.
Выделяют ценности:
Убеждения – это мотивы теоретической и практической деятельности, которые обосновываются теоретическими знаниями и целостным человеческим мировоззрением.
Глубоко обоснованные убеждения могут сохраняться на протяжении всей человеческой жизни. Убеждения представляют собой наиболее обобщенные мотивы. Но если представить, что устойчивость и обобщенность являются характерными признаками свойств личности, а убеждения уже нельзя считать мотивами в общепринятом смысле слова. Чем более обобщенный мотив, тем ближе он становится к свойствам личности.
Намерение – это решение о достижении некоторой цели, которое человек принимает сознательно, четко представляя себе средства и способы действий.
В этом случае объединяются побуждения к действиям и планирование. Намерением организуется человеческое поведение.