Мотивация представляет совокупность психических процессов, которая задает импульс человеческой активности и направленность человеческой деятельности.
Мотивация дает человеку силы для движения вперед, она определяет поведение человека, поэтому изучение мотивации является одной из центральных проблем психологии. С точки зрения Ильина, все определения мотивации можно свести к двум направлениями. Согласно первому подходу мотивация представляет собой совокупность потребностей, целей личности, ее идеалов, мировоззрения, направленности личности. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичный процесс, мотивационный механизм.
Леонтьев разделял мотивацию на два типа. Первичная мотивация представляет собой потребности, влечения, инстинкты. Вторичная мотивация проявляется в виде мотивов. Мотив возникает на уровне личности и побуждает человека к действию определенным образом.
Существует также деление мотивации на экстренсивную , которая обусловлена действием внешних обстоятельств, а также интринсивную, которая определяется внутренними убеждениями и ценностями личности. В данной типологии подчеркивается тот факт, что человеческая деятельность не определяется исключительно внутренними факторами (ценностями, убеждениями и т.д.), а на него значительным образом влияет внешний мир.
Существуют разные научные подходы к объяснению мотивации. С точки зрения бихевиористов мотивация возникает тогда, когда человек ощущает какую-либо физиологическую потребность или напряжение, вызванное от данной неудовлетворенной потребности. Человек пытается снять данное напряжении, привести внутренний гомеостаз в норму. Если выбранные человеком действия по удовлетворению своей потребности привели к ожидаемому результату, то в последующем повышается вероятность того, что будет воспроизведена именно эта схема поведения. Таким образом, поведение человека осуществляется под влиянием потребности, затем следует подкрепление данной реакции, причем именно влияние окружающей среды определяет структуру подкреплений.
Сторонники психоаналитического подхода считают, что мотивация состоит в стремлении удовлетворить врожденные инстинкты. Человек, как и в бихевиористской теории, пытается снять имеющееся напряжение, однако механизм мотивации разный. Основными инстинктами являются инстинкты жизни и смерти, которые вступают между собой в борьбу. Это обеспечивает человека энергией, которая является источником его активности. Напряжение может быть снято не обязательно за счет прямого удовлетворения потребности, но и за счет любого другого вида деятельности, что носит название сублимации.
В рамках когнитивного подхода, ученые пытаются выяснить, как взаимодействуют между собой представления и знания человека о мире с его поведением. Они сделали упор на то, что только рассматривая поведение конкретной личности в конкретной ситуации можно ответить на вопросы мотивации ее поведения. Согласно теории Фестингера когниции, которые трактовались им как любые знания о мире, мнения или убеждения, способны вступать между собой в противоречие, порождая диссонанс и, как следствие, дискомфорт. Избавление от этого диссонанса является мощным мотивирующим фактором.
Снять диссонанс можно следующими способами:
Деление мотивов на виды во многом зависит от авторов, от того, как они понимают мотивы и мотивацию. По классификации Л.И. Божович в зависимости от установок личности мотивы могут быть личностные, общественные, эгоистичные, общественно-значимые. Мотивы могут быть разделены в зависимости от вида человеческой деятельности: мотивы игры, учения, общения, профессиональной, общественной деятельности и т.д.
Наиболее часто выделяют следующие виды мотивов:
Самоутверждение предполагает потребность человека в признании и оценке окружающих. Цели самоутверждения могут быть конструктивные и компенсаторные. Н.Е. Харламенкова выделяет четыре стратегии самоутверждения: конструктивное самоутверждение (позитивное поведение), доминирующе-агрессивное (стремление подавлять других), самоподавление (отказ от самовыражения и самоутверждения), неуверенное.
В основе мотива идентификации лежит процесс объединения собственной личности с другой на основании установившейся эмоциональной связи, включение ценностей, установок, взглядов данного субъекта в свою систему мировоззрения, подражание действиям этой личности как образцу.
Власть реализуется через потребность оказывать влияние на других людей. Человек стремится доминировать над другими, ощущать свое могущество и превосходство. При этом потребность во власти может проявляться как стремление к лидерству, в достижении социально значимых целей. В другом случае, мотив власти связан с реализацией собственных эгоистический устремлений, удовлетворением своих потребностей.
Процессуально-содержательные мотивы предполагают побуждение к активности через наличие заинтересованности в самой деятельности, ее содержании. Например, личность увлекает занятие спортивной, научной, исследовательской и другой деятельностью. Другие мотивы, такие как власть, самоутверждение, могут усиливать данную мотивацию. В случае действия данного мотива, занятие конкретной деятельностью будет приносить само по себе чувство удовлетворения, а не побочные факторы, как деньги, власть и т.д.
Внешние мотивы представляют собой побуждение к активности, которое лежит вне самой личности и ее деятельности. К их числу относят мотивы долга, самоопределения, стремление получить одобрение других, получить высокий социальный статус, избегание неприятностей и наказания.
Мотив аффиляции это потребность в установлению и поддерживанию отношений с другими людьми, общению. Общение вступает как самоценность.
Мотивация достижения опирается на потребность в достижении высоких результатов. При данной мотивации человек заведомо ставит себе высокие цели, выбирает сложные задачи. При этом уровень мотивации и сложность определяются таким факторами, как значимость успеха, надежда на успех, субъективные эталоны достижения, субъективная вероятность достижения успеха.