Личность – это интегративная психическая структура, объединяющая внутренние условия психическое деятельности, выраженные в процессах, состояниях и свойствах, и преломляющая через них внешние воздействия.
Развитие и функционирование личности возможно только в условиях социального взаимодействия. Вне социума личность непреодолимо деградирует, утрачивает свое направляющее воздействие, так как лишенный возможности общения с другими людьми, человек утрачивает возможность взглянуть на себя со стороны, соотнести свое поведение, свои желания и потребности, свои возможности с ожиданиями социума, вынести им определенную оценку. Социализация выступает необходимым фактором развития личности.
Социализация - это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.
Личность не является врожденным психологическим образованием. Младенец еще не обладает личностью, так как для него не существует собственного Я, мир слит, недифференцирован на внешнее и внутреннее содержание. Зарождение личности происходит в тот момент, когда ребенок включается в процесс социального взаимодействия как самостоятельный, деятельный субъект, источник, а не подражатель, собственной активности. Именно взаимодействие с другими людьми, не пассивное принятие, а активное усвоение их ожиданий, норм и требований, которое происходит в рамках социализации, влечет за собой формирование направленности, как важнейшей характеристики личности.
Направленность – это система устойчивых мотивов, выступающая в качестве системообразующей структуры личности.
Направленность находит свое отражение в системе отношений личности к окружающему миру, другим людям и собой себе, которая проявляется в ее реальном поведении, устойчивой тенденции подчинять свое поведения определенной цели и реагировать соответственно в различных ситуациях.
Развитие личности представляет собой непрерывный процесс, который протекает от младенчества, когда накапливается первый опыт взаимодействия с миром, подготавливается будущее появление данного новообразования, вплоть до самой старости, во время которой развитие не редко приобретает отрицательный характер – личность становится ригидной, уровень ее критичности снижается, компенсаторные и адаптационные возможности падают. Однако несмотря на динамику интересов, мотивов, личностных черт и качеств, личность всегда представляет собой единство психических процессов.
Развитие личности представляет собой закономерный, структурированный процесс, который происходит благодаря взаимодействию двух факторов. С одной стороны, это биогенетический фактор, который выражается в заданности биологического развития организма и в частности созревания мозговых структур, что создает естественную базу и возможность для развития психики. С другой стороны, это социальный фактор, включенность ребенка в систему социальных отношений, которая происходит сразу после рождения, а иногда и до него. Взрослые воспринимают ребенка как личность, приписывают ему свойства, которыми тот реально не обладает, что в последствии приводит к необходимости либо принять приписанные качества, либо опровергнуть их.
Развертывание процесса развития личности подчинено ряду закономерностей:
Вопрос структуры личности занимает центральное место в различных психологических школах и направлениях, т.к. имеет ярко выраженное практическое значение. На основании структуры личности строятся коррекционные и терапевтические программы, разрабатываются системы воспитания ребенка, создается диагностический инструментарий.
На данный момент принято выделять следующие подходы:
В рамках аналитической теории выстраивается трехкомпонентная структура личности, включающая Я, как отображение нашего сознания, которое с одной стороны продуцирует социальные маски (персона), с другой стремится к самопознанию (самость). Вторым компонентом выступает индивидуальное бессознательное содержание вытесненный материал (тень) и различные комплексы, которые могут детерминировать поведение человека. Последним компонентом выступает коллективное бессознательное, в котором содержатся архетипы, как формы реализации генетического, универсального опыта человечества, своеобразная направленность личности. Развитие личности связано с одной стороны с биологическими детерминантами – динамика бессознательного, а с другой стороны с собственной активностью человека, его поиском себя, своей самости.
В гуманистических теориях центральным компонентом личности предстает система ее мотивов, направленность, которая с одной стороны обуславливает необходимость развития, а с другой раскрывает ее механизм. Удовлетворение дефицитарных потребностей создает базис, основу для реализации безусловного стремления личности к развитию и росту. Дефицитарные потребности сменяются бытийными, которые имеют более сложные и отдаленные цели, требующие активизации волевых усилий личности по их достижению, формирования новых навыков и паттернов поведения. Развитие личности всегда сопровождается повышение напряженности и разрешением противоречий.