Психологическая структура личности – это некоторая целостная система, модель ее свойств и качеств, которая достаточно полно характеризует личностные психологические особенности.
В психологии известно много моделей психологической структуры личности, которые следуют из различных теорий личности и психики.
Платоновым К.К. в 60-х годах была создана концепция общей структуры личности, в которой была определена ее биосоциальная иерархическая структура.
В ней выделен следующий ряд подструктур:
Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека состоит из свойств темперамента; половых и возрастных свойств личности; ее патологических, так называемых, органических изменений.
Здесь практически отсутствует социальное свойство личности. Те свойства, которые составляют эту подструктуру значительно сильнее зависят от физиологических особенностей мозга, а социальными воздействиями только субординируются и компенсируются. Поэтому данную структуру кратко можно назвать биопсихической. Активность данной подструктуры определяется по силе нервных процессов, а изучают ее на психофизиологическом или на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровнях.
Подструктура форм отражения и самоконтроля призвана объединить индивидуальные особенности отдельно взятых процессов психики, которые понимаются в качестве форм психического отражения, таких как ощущение, восприятие, память, представления, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции, чувства и воля.
Эмоции и ощущения в качестве форм отражения характерны и для животных. Воздействие таких биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре становится заметно отчетливее, так как формы отражения – это функции мозга, которые напрямую зависят от его состояния.
Однако в данной подструктуре преобладает социальное: личностным самосознанием осуществляется саморегуляция, то есть усиливается или ослабляется деятельность, самоконтроль и корректирует действия и поступки, предвосхищая и планируя жизнь и деятельность.
Подструктурой социального опыта объединены знания, умения и навыки, которые человек приобрел в личном опыте в процессе обучения.
В этой подструктуре в целом значительно преобладает социальное. Однако воздействие свойств личности, обусловленных биологически и генетически заметно. Эта подструктура иногда называется индивидуальной культурой или подготовленностью. Проще это называть «опыт».
Такие подструктуры, как характер и способности, накладываются на уже рассмотренных четыре компонента личностной структуры.
Характер – это сложная синтетическая структура, в которой в единстве проявляются форма и содержание духовной человеческой жизни.
Несмотря на то, что характер не может выразить в целом личность, однако он представляет сложную систему свойств личности, ее направленность и волю, а также интеллектуальные и эмоциональные качества, типологические особенности, которые проявляются в темпераменте.
Способностями обеспечивается успех любого типа деятельности, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни способности являются доминирующими, а другим им подчиняются. Основная способность усиливается подчиненной.
Есть исследователи, считающие первостепенным мотивом поступков личности – стремление к удовольствию; другие считают основным побуждением и смыслом человеческой жизни – исполнение долга. Некоторые видят биологические влечения мотиватором личностного поведения, к ним относят сексуальные и социальные стремления к подчинению и господству.
Направленность личности – это психологическое свойство, которое является системой взаимосвязанных внутренних побуждений и целей жизни человека, а также его потребностей.
Потребности личности – это нужда личности в чем-либо.
Потребности человека всегда в течение его жизни растут, обществом для своих членов создаются все новые потребности, которых не было у предыдущих поколений.
К отличительным психологическим признакам личности относят:
Понятие личности тесно переплетается проявления личности внутри коллектива:
Таким образом, личность – это отдельный человек, являющийся представителем определенного общества, группы или коллектива, который осознает собственное отношение к окружающей действительности и занимается определенным видом деятельности, а также обладает уникальными особенностями и характерной только ему системой психологических качеств и свойств.