Речевая этика – это некоторый свод правил корректного речевого поведения, базирующийся на нормах морали и национально-культурных традициях.
Речевой этикет – это конкретный порядок речевого поведения, который устанавливается в конкретном обществе.
Этикет речевого общения начинается соблюдением условий успешного речевого общения, то есть, доброжелательным отношением к собеседнику, демонстрацией заинтересованности в беседе и проявления «понимающего понимания».
Этику речевого общения определяет культура речи. Этикой людям предписываются правила нравственного поведения, этикетом определяются манеры поведения в определенных ситуациях, а также конкретные формулы вежливости. Человек, соблюдающий правила этикета, но нарушающий нормы общения, обманчив и лицемерен. Этичное и высокоморальное поведение, при котором не соблюдаются правила этикета, выглядят со стороны достаточно странно, не вызывая никакого доверия.
То есть, понятия этики речевого общения и речевого этикета должно рассматриваться вместе. Основные этические принципы и нормы общения всегда рассматривают вместе с конкретными признаками ведения беседы, к которым относят приветствие, просьбы, вопросы, благодарность, прощание и пр.
Если речевой этикет знаком практически всем – это способы приветствия, благодарности или поздравлений, сочувствие и пр., при этом об этических принципах и нормах люди часто забывают.
Этические нормы воплощены в рамках специальных этических речевых формул и выражены посредством высказываний целой совокупностью разноуровневых средств: полнознаменательные словоформы, а также слова непознаменательных частей речи, например, частиц и междометий.
Главным этическим принципом речевого общения является соблюдение паритетности, то есть нахождение своего выражения, начиная приветствием и заканчивая прощанием, то есть на всем протяжении беседы.
К непосредственным этическим принципам общения относят:
Общение принято рассматривать в качестве одной из наиболее значимых форм взаимодействия людей, базирующейся на потребности в другом человеке. Общение и коммуникация не могут быть отождествлены, так как коммуникацией предполагается не простой обмен информацией, а более глубинные личностные контакты, а также объединение разнообразных способов сотворчества разного уровня и интенсивности, то есть совместные действия, переживания, обмен идеями и пр.
Проблему общения анализировали, основываясь на разных подходах – психологическом, правовом и пр. Этический аспект общения связывают с исследованием его как нравственной ценности, предполагающей рассмотрение его проявлений сквозь призмы добра и зла, а также соотнесение их с моральными смыслами. Полифункциональность общения, к которой относят самовыражение, подтверждение бытия Я посредством окружающих, а также нравственное развитие и пр.
В разнообразных классификациях форм общения, выделяющих, например прямое и непрямое общение, межличностное имежгрупповое и т.п., для этики наибольший интерес представляет прямое и межличностное общение.
Нравственный статус общения выявляется на основании его количественных и качественных параметров, которыми и предопределяется восприятие общения как позитивной или негативной моральной ценности. Например, при избыточности контактов возникает стремление скрыться от всех, или при неполноценном общении формируется полное его избегание.
К наиболее важным нравственным основаниям общения относят:
Значительная дисгармония количественных и качественных проявлений общения делает проблему одиночества крайне актуальной.
Наиболее значимыми формами общения, которые совершенно точно заключают в себе его нравственный смысл, являются любовь и дружба.
Иными словами, общение – это взаимный тип деятельности, основанные на потребности человека в человеке.
Общение не только и не столько роскошь, сколько необходимость и первичное условие человеческого бытия, как личности, а также его включенности в общественные связи и культуру. Общение протекает в рамках диалога, целью которого является установить понимание между людьми.