Эмоциональное лидерство


Эмоциональное лидерство

Эмоциональная составляющая лидерства

Лидер направляет эмоции коллектива в нужное русло, создает дружелюбную атмосферу, умело борется с негативным настроением. Такая задача представляется важной для лидеров любых уровней - от председателя совета директоров крупного предприятия до руководителя небольшого коллектива.

Лидер влияет на эмоции всех членов коллектива. Незаурядный лидер способен воодушевить, вдохновить, пробудить проявление лучших чувств. Талантливый лидер может усиливать свое влияние на людей посредством эмоций. Если вдохнуть энтузиазм в людей, то возрастет производительность труда. Если же человека задевать и раздражать, это выбьет его из колеи, и дело просто встанет.

Эффект резонанса в эмоциональном лидерстве

Немаловажный аспект эмоционального типа лидерства: его воздействие не может ограничиваться обеспечением отличного результата в работе. Человек тянется к лидеру, ждет его духовной поддержки на уровне эмоций. Пробуждая в человеке позитивные эмоции, лидер раскрывает в нем самые лучшие стороны души. Такой эффект получил название резонанса.

Известным фактом является то, что эмоциональная поддержка прежде всего необходима женщинам, потому что многим ее недостает в семье. Следовательно, при поиске работы человеческие душевные качества руководителя большинством женщин ценятся превыше всего.

И наоборот, если лидер вызывает отрицательные эмоции у людей, он подрывает созидательную эмоциональную основу в коллективе и постепенно теряет свой авторитет. Процветание организации зависит во многом от действий ее лидера в эмоциональном плане.

Лидерство является продуктивным, если у лидера развита способность эмоционального интеллекта: умение управлять самим собой и собственным настроением; поддерживать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Умение вызывать резонанс - это главный признак лидера, который отмечен высоким уровнем эмоционального интеллекта. Его энтузиазм, энергия и увлеченность способны настроить коллектив на необходимый положительный лад. Лидер мысленно умеет встать на позицию другого человека, и воспринять его эмоциональный настрой. Психологическая наука определяет способность прочувствовать другого человека как эмпатию.

Эмоционально-негативный лидер может заставить коллектив ощутить эмоциональный дискомфорт и неудобства, человек при этом постоянно не уютно себя чувствует.

Замечание 1

Смех является естественным барометром наличия в деятельности коллектива резонансных моментов. И наоборот, угрюмое молчание, апатия, страх, гнев - это яркие свидетельства обратного.

Исследователями было подмечено, что эмоции могут беспрепятственно распространяться описанным образом, когда люди расположены близко друг к другу, в том числе и при невербальном контактировании. К примеру, если несколько минут незнакомые люди просидят в тишине лицом друг к другу, то в более эмоциональной форме экспрессивным реципиентом передастся собственное настроение остальным, при этом ни слова не произнося. Чем сильнее сплочен коллектив, тем лучшим образом передается чувственное состояние, события эмоциональной жизнедеятельности.

Воздействие лидера на эмоциональную атмосферу в коллективе

Лидер больше других способен влиять на эмоциональное настроение в рабочей группе, потому как все внимание обращено на начальника, люди способны улавливать эмоциональный оттенок настроения своего босса. Если же начальник является не слишком доступным, то его душевное состояние может влиять на эмоциональную атмосферу в коллективе посредством поступающих от него приказов и распоряжений, а далее по принципу домино распространяется эмоциональный настрой на всю организацию.

Замечание 2

Постоянные наблюдения выявили механизмы, при помощи которых лидеру удается занимать ведущую позицию в формировании общей эмоциональной атмосферы в коллективе. Он говорит, как правило, больше остальных сотрудников, и при этом его очень внимательно слушают. Обычно лидер первым высказывается по конкретной проблематике. Если кем-то излагается собственная точка зрения, то он ссылается на позицию лидера.

Воздействие лидера на эмоциональный фон подчиненных обуславливается не только одними его высказываниями. Как показали исследования, даже если лидер никому ничего не говорил, то за его действиями и поступками наблюдают более пристально и внимательно, нежели за поступками и действиями остальных членов коллектива. Если вопрос выносится на общее обсуждение, то рабочая группа первым делом обычно всматривается в лидера, пытаясь рассмотреть его реакцию. Подчиненными воспринимается эмоциональная реакция лидера как надежное подтверждение его позиции о чем-либо, и они строят свое собственное поведение, особенно в неоднозначной ситуации, которые члены коллектива могут воспринимать по-разному.

Лидером может быть сформулирована миссия коллектива таким образом, что личное участие каждого станет более весомым и значимым. Лидер дарит подчиненным ощущение ясности и понятности, осмысленности рабочего процесса, раскрепощают их, дают возможность воплотить в трудовой деятельности свои творческие способности и замыслы. Это все во многом определяет эмоциональное влияние лидера.

Эмоциональный интеллект и его навыки, присущие успешным лидерам

Различные исследования в эмоциональной области прояснили неврологические основания эмоционального интеллекта. Было установлено, навыки не бывают врожденными. Они развиваются в процессе жизнедеятельности, и каждым из них вносится свой вклад в резонансное лидерство.

Личностными навыками называются способности, которые определяют каким образом человек управляет собой - это самоконтроль и самосознание.

Элементы самосознания:

  • эмоциональная составляющая, анализ своих эмоций и осознание их влияния на нас, применение интуиции при принятии определенных решений;
  • самооценка и ее точность, понимание и знание своих сильных сторон, а также пределов собственных возможностей;
  • уверенность в самом себе, обладание чувством собственного достоинства и адекватное оценивание собственной одаренности.

Элементы самоконтроля:

  • управление своими эмоциями, контроль разрушительных эмоций и импульсов;
  • открытое поведение, надежность, искренность, доброта, прямота, честность, верность;
  • высокая адаптивность, умение гибко приспосабливаться к изменениям;
  • способность к преодолению нестандартных ситуаций и сложных препятствий;
  • воля побеждать, настойчивость в повышении результатов своего труда;
  • активность и инициативность;
  • оптимистический настрой, позитивное отношение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :