Эмоции – это переживание отношения субъекта к актуальному стимулу, выраженное в категориях удовлетворения/неудовлетворения его текущих потребностей.
Раскрывая понятие эмоций следует отметить, что данный феномен может рассматриваться в двух аспектах – как непосредственно эмоции, т.е. субъективные переживания личности, отображаемые на уровне сознания, и как эмоциональные состояния, т.е. комплексная реакция на ситуацию, включающая помимо эмоции нервную деятельность, обеспечивающую ее и эмоциональную экспрессию.
Эмоциональная экспрессия – комплекс невербальных и поведенческих проявлений, сопровождающих переживание эмоции.
Эмоциональная экспрессия тесно связана с эмоциональным переживанием и является его обязательным компонентом. Даже когда личность сознательно подавляет экспрессивные проявления, на невербальном уровне неосознанно эмоция все равно отображается, однако эти проявления могут носить нетипичный или свернутый характер. Возможна и обратная ситуация, когда у субъекта присутствует эмоциональная экспрессия, однако самой эмоции он не осознает. Как правило подобная ситуация происходит при ее вытеснении, осознанном или бессознательном.
Ярким примером могут служить лица страдающие от маскированной депрессии. Хотя они не ощущают собственно депрессивных переживаний в виде апатии, подавленности, негативизма, их невербальные проявления свидетельствуют о негативных переживаниях печального спектра.
Между эмоциональным переживанием и экспрессией существует эффект индукции, который заключается во взаимном активировании. Также как переживания вызывают физиологические реакции, последние в свою очередь могут привести к возникновению эмоциональных состояний. Данный эффект активно используются в различных психотерапевтических техниках, когда, например, человека обучают технологии уверенного поведения, практикуя которую он начинает переживать уверенность на эмоциональном уровне.
Существуют различные классификации эмоций. Ориентируясь на длительность и интенсивность переживания выделяют следующие три вида:
В зависимости от особенностей возникновения выделяют классический и кумулятивный аффект. Классический характеризуется одномоментностью своего возникновения в ответ на сверхсильный стимул. Кумулятивный аффект более растянут во времени. Личность переживает фрустрацию на протяжении нескольких месяцев, после чего даже небольшой стимул, как например, неожиданная встреча с препятствием может привести к аффективной реакции. Кумулятивные аффекты в большей степени характерны для личностей тревожного и астенического склада и характеризуются большей интенсивностью протекания.
В истории человеческого знания эмоциональные и когнитивные процессы традиционно разделялись и даже противопоставлялись друг другу. Как правило аффективные проявления признавались частью «животной» природы человека и рассматривались как низменные, недостойные и даже дезорганизующие компоненты, которые следует всячески подавлять. Интеллектуальная деятельность напротив рассматривалась как проявление чего-то высшего, относящегося в том числе к над человеческому уровню (нус, бог, вселенский разум), что собственно делает человека человеком.
Вместе с тем между интеллектуальными и аффективными функциями существует тесная взаимосвязь. Наиболее подробно она рассматривалась Л. С. Выготским, как динамическое соответствие, при котором эмоции и мысли представляют собой части единого целого – человеческого сознания.
В настоящее время исследована роль эмоций в регулировании мыслительных процессов – существование предвосхищающих и констатирующих эмоций, направляющих мыслительную деятельность. Аналогичным образом интеллект расширяет и углубляет эмоциональную жизнь личности. Эмоция сама по себе предстает личности смутным переживанием и только благодаря возможности ее описания и названия, она обретает свое значение и понимание, начинает переживаться более глубоко и полно.
Структура эмоционального интеллекта предполагает способность личности к пониманию собственных эмоций, различению эмоций других людей, способности к сопереживанию, эмпатии, а также управлению эмоциями. Все данные функции выстраиваются через взаимодействие аффективного и интеллектуального компонентов.
Примером единства аффекта и интеллекта являются чувства. Чувство представляет собой интеллектуальное отношение к какому-либо объекту окружающего или внутреннего мира, которое выражается посредством эмоций. Чувство имеет рациональные основания, как результат соотнесения потребностей, ценностей, ожиданий личности к наличным проявлениям оцениваемого объекта, а закрепление и проявление данного отношения происходит через переживание соответствующих эмоций. При этом чувство может выражаться через негативные и положительные эмоции вне зависимости от своей валентности, так любящая мать, может ругать сына, влезшего в драку из-за острого переживания тревоги.