Эмоции

Понятие эмоций

Определение 1

Эмоции – это переживание отношения субъекта к актуальному стимулу, выраженное в категориях удовлетворения/неудовлетворения его текущих потребностей.

Раскрывая понятие эмоций следует отметить, что данный феномен может рассматриваться в двух аспектах – как непосредственно эмоции, т.е. субъективные переживания личности, отображаемые на уровне сознания, и как эмоциональные состояния, т.е. комплексная реакция на ситуацию, включающая помимо эмоции нервную деятельность, обеспечивающую ее и эмоциональную экспрессию.

Определение 2

Эмоциональная экспрессия – комплекс невербальных и поведенческих проявлений, сопровождающих переживание эмоции.

Эмоциональная экспрессия тесно связана с эмоциональным переживанием и является его обязательным компонентом. Даже когда личность сознательно подавляет экспрессивные проявления, на невербальном уровне неосознанно эмоция все равно отображается, однако эти проявления могут носить нетипичный или свернутый характер. Возможна и обратная ситуация, когда у субъекта присутствует эмоциональная экспрессия, однако самой эмоции он не осознает. Как правило подобная ситуация происходит при ее вытеснении, осознанном или бессознательном.

Пример 1

Ярким примером могут служить лица страдающие от маскированной депрессии. Хотя они не ощущают собственно депрессивных переживаний в виде апатии, подавленности, негативизма, их невербальные проявления свидетельствуют о негативных переживаниях печального спектра.

Между эмоциональным переживанием и экспрессией существует эффект индукции, который заключается во взаимном активировании. Также как переживания вызывают физиологические реакции, последние в свою очередь могут привести к возникновению эмоциональных состояний. Данный эффект активно используются в различных психотерапевтических техниках, когда, например, человека обучают технологии уверенного поведения, практикуя которую он начинает переживать уверенность на эмоциональном уровне.

Виды эмоциональных состояний

Существуют различные классификации эмоций. Ориентируясь на длительность и интенсивность переживания выделяют следующие три вида:

  • Настроение – длительная и относительно слабая эмоция, причины которой могут быть не ясны. Настроение оказывает активирующее или напротив подавляющее влияние на деятельность личности.
  • Эмоция – непосредственно сами эмоциональные состояния, четко локализованные во времени и обладающие значительной интенсивностью. Эмоции как правило возникают сразу же после стимулов, которые их вызвали, хотя последние не всегда осознаются личностью.
  • Аффект – взрывная вспышка эмоционального переживания, отличающаяся небольшой продолжительностью, но значительным воздействием на сознание человека. Причины аффекта лежат в острой фрустрации жизненно важных ценностей или потребностей личности, в связи с чем сознание сужается до факта фрустрации, переживания ярости и фиксации на препятствии в удовлетворении потребностей, что нередко приводит к свершению насильственных действий, поскольку субъект не осознает себя в полной мере. По завершению аффекта часто возникает постаффектная амнезия, а состояние субъекта сменяется на растерянность и слабость.

В зависимости от особенностей возникновения выделяют классический и кумулятивный аффект. Классический характеризуется одномоментностью своего возникновения в ответ на сверхсильный стимул. Кумулятивный аффект более растянут во времени. Личность переживает фрустрацию на протяжении нескольких месяцев, после чего даже небольшой стимул, как например, неожиданная встреча с препятствием может привести к аффективной реакции. Кумулятивные аффекты в большей степени характерны для личностей тревожного и астенического склада и характеризуются большей интенсивностью протекания.

Соотнесение аффекта и интеллекта

В истории человеческого знания эмоциональные и когнитивные процессы традиционно разделялись и даже противопоставлялись друг другу. Как правило аффективные проявления признавались частью «животной» природы человека и рассматривались как низменные, недостойные и даже дезорганизующие компоненты, которые следует всячески подавлять. Интеллектуальная деятельность напротив рассматривалась как проявление чего-то высшего, относящегося в том числе к над человеческому уровню (нус, бог, вселенский разум), что собственно делает человека человеком.

Вместе с тем между интеллектуальными и аффективными функциями существует тесная взаимосвязь. Наиболее подробно она рассматривалась Л. С. Выготским, как динамическое соответствие, при котором эмоции и мысли представляют собой части единого целого – человеческого сознания.

В настоящее время исследована роль эмоций в регулировании мыслительных процессов – существование предвосхищающих и констатирующих эмоций, направляющих мыслительную деятельность. Аналогичным образом интеллект расширяет и углубляет эмоциональную жизнь личности. Эмоция сама по себе предстает личности смутным переживанием и только благодаря возможности ее описания и названия, она обретает свое значение и понимание, начинает переживаться более глубоко и полно.

Структура эмоционального интеллекта предполагает способность личности к пониманию собственных эмоций, различению эмоций других людей, способности к сопереживанию, эмпатии, а также управлению эмоциями. Все данные функции выстраиваются через взаимодействие аффективного и интеллектуального компонентов.

Примером единства аффекта и интеллекта являются чувства. Чувство представляет собой интеллектуальное отношение к какому-либо объекту окружающего или внутреннего мира, которое выражается посредством эмоций. Чувство имеет рациональные основания, как результат соотнесения потребностей, ценностей, ожиданий личности к наличным проявлениям оцениваемого объекта, а закрепление и проявление данного отношения происходит через переживание соответствующих эмоций. При этом чувство может выражаться через негативные и положительные эмоции вне зависимости от своей валентности, так любящая мать, может ругать сына, влезшего в драку из-за острого переживания тревоги.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :