Воображение представляет собой психический процесс преобразования сенсорного, эмоционального и поведенческого опыта личности, на основе которого выстраиваются новые образы субъективного будущего.
Воображение играет огромную роль в жизни человека участвуя практически во всех видах психической активности. Как благодаря памяти человек может погружаться в события собственного прошлого, так благодаря воображению личность переживает события будущего. Именно воображение позволяет представить результат деятельности, и сам ее процесс, создать образ будущего себя, привлекательной мечты, которая будет мотивировать и направлять деятельность человека.
Без участия воображения не обходится и процесс общения. Воображение помогает выстраивать на основании слов собеседников целостные образы и картины происходящего помогая пониманию ситуации, достраивая оставшиеся «за кадром», но подразумеваемые факты. Именно благодаря воображению становится возможным восприятие намеков и скрытого смысла заложенного в сообщении собеседника, расшифровка всевозможных кодов и анаграмм.
Воображение лежит в основе творческой активности субъекта. Перекомбинируя элементы личного и социального опыта воображение позволяет создавать качественно новые образы как в художественном искусстве, так в науке и изобретательстве. Основными механизмами продуктивного воображения являются:
Также воображение может проявляться вне связи с деятельностью, через его пассивные формы, такие как грезы, фантазии, сны. Пассивное воображение возникает помимо воли или сознательного желания самой личности и на какое-то время захватывает ее сознание своими образами и видениями. Образы пассивного воображения помогают снять напряжение с актуализированных потребностей, кроме того они выполняют защитную функцию предоставляя человеку время для отдыха и отвлечения от стрессовых воздействий.
В настоящее время рассматриваются шесть возрастных этапов формирования воображения:
На первом этапе происходит формирование предпосылок воображения в рамках других психических функций – восприятия, мышления, памяти. Воображение закладывается как элемент достраивания реальности при узнавании предметов, как представления о ярких образах-желаниях, к концу данного периода ребенок научается манипулировать предметами не только в реальном, но и внутреннем плане, что также связано с развитием воображения. Наиболее характерным проявлением воображения на данном этапе является использование предметов заместителей в игре, т.е. таких игрушек которые выполняют функции совсем других предметов. Так палка становится ружьем или лошадью, спичечный коробок – танком или кроваткой и т.д. Первые замещения ребенок осуществляет после двух лет с помощью взрослого и после научается использовать данный прием самостоятельно. Однако репертуар замещающих образов пока невелик и привязан к воспринятым ранее образцам.
На втором этапе воображение уже функционирует как самостоятельный процесс и развивается прежде всего в рамках игровой деятельности. Активно формируются словесные формы воображения, связанные с придумыванием игрового сюжета, ситуации, действий в ней. Ребенок уже свободны выбирает предметы-заместители и может гибко изменять их функции и значение в процессе игры.
Третий этап характеризуется выходом воображения за рамки игровой деятельности в ручной труд и творческую активность ребенка, его общение. Ребенок много фантазирует и может придумывать целые рассказы про свои приключения. Расширяется и база образов воображения, помимо собственного опыта в нее включается и опосредованный заключенный в словесных формах. В этом возрасте складываются первые, пока еще ситуативные мечты ребенка.
Четвертый этап характеризуется становлением произвольного, активного характера воображения, которое является теперь управляемым процессом. Значительно возрастает продуктивность и богатство воображаемых образов, создание фантазий и сюжетов теперь не требует опоры на реальные предметы и ситуации.
Заключительные этапы становления процесса воображения протекают в младшем школьном и подростковом возрасте. Воображение претерпевает значительные изменения под воздействием новых видов деятельности – обучения, самопознания, эмоционально-личностного общения со сверстниками, активного участия в социальных взаимоотношениях.
На пятом этапе благодаря процессу учения и активному научному познанию мира значительно расширяется опытная база воображения. Его образы становятся более реалистичными по сравнению с воображением дошкольника и вместе с тем творческая компонента значительно усиливается. Как и все познавательные процессы воображение становится инструментом, с помощью которого школьник учится выполнять различные задачи, в первую очередь учебные.
Шестой этап характеризуется обогащением воображения за счет расширения внутренних образов – представлений о эмоциях, чувствах, переживаниях, мыслях и убеждениях как самого подростка, так и других людей. Воображение приобретает социальную направленность, активно участвует в процессе критической переоценки существующих норм и образцов, в виде попыток представления утопического общества, идеального с точки зрения подростка.