Личность является одним из основных предметов в психологии, поэтому психологическая наука накопила большое количество теорий и подходов к понятию личности. Только основных теорий называется около двадцати-тридцати, а подходов, выделяемых на их основании, более десяти.
Одну из первых теорий личности создал З. Фрейд. В структуру психики личности он включал три компонента:
В дальнейшем психоаналитическая концепция Фрейда получила развитие в «индивидуальной психологии» А. Адлера. Он считал, что личность является неделимым целым. Ее мышление, чувства, поступки нельзя отделить, они связаны и присутствуют в каждом проявлении личности. Личность стремится к постоянному росту и развитию, и только в этом движении она может быть воспринята как цельное образование. Цельность и постоянство личности задается ее жизненными целями.
Основываясь на стиле жизни как на синтезе специфических черт, способов поведения и привычек, что определяют индивидуальность человека, Адлер выделил несколько типов личности:
Фромм считал, что личность необходимо анализировать, исходя из исторических условий его существования. Рассматривая человека современной эпохи, он заключал, что его неотъемлемыми качествами выступают одиночество, отчужденность и изоляция. Через анализ смены исторических форм труда и особенности мышления Фромм заключил, что свобода современного человека была достигнута через утрату чувства безопасности и формирование ощущения собственной личной незначительности. Чтобы обрести истинную свободу, личности необходимо проявлять спонтанную активность, действовать, исходя из своей внутренней природы, а не из социальных табу.
Чтобы преодолеть сформированное эпохой и современным обществом чувство одиночества человек нередко прибегает к механизмам бегства. Они могут выражаться по-разному, в частности, через авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивность (унижение других или долг и патриотизм при рационализации деструктивных действий), конформность (полное подчинение социальным нормам).
Фромм ввел понятие «социального характера», подразумевая под ним общность тех или иных черт у групп людей, которые сформировались под влиянием одних и тех же переживаний, и схожего образа жизни.
Социальные типы характера по Фромму:
Л. С. Выготский является автором культурно-исторического подхода, согласно которому интерпретацию психическим процессам можно давать только с учетом их развития и становления. Выготский считал, что психика ребенка развивается в процессе онтогенеза за счет общения со взрослым. Развитие психики связано с усвоением культурных знаков, прежде всего слова. Знак предстает как орудие психической деятельности, т.к. через употребление знаков развиваются высшие психические функции, которые в совокупности дают сознание.
Высшие психические функции проходят свое развитие дважды - сначала как коллективная деятельность, а потом как внутренний способ мышления ребенка через процессы интериоризации.
Его идеи оказали большое влияние на развитие детской психологии, особенно за счет внедрения понятия «зона ближайшего развития», которое представляет собой область задач и навыков, которыми ребенок может овладеть с помощью взрослого.
С точки зрения Леонтьева личность формируется через общественные отношения, т.е. в процессе социализации, когда ребенок усваивает нормы, принципы и ценности того общества, в котором он живет и воспитывается. Личность является итогом развития человека в деятельности и переноса ее во внутренний план, причем деятельность человека носит иерархический характер.
Именно Леонтьев развел понятия «индивид» и «личность». Под индивидом понимаются индивидуальные особенности, врожденные генотипические характеристики личности. И если индивид предстает как целостное образование, то личность – это результат (произведение) множества видов деятельности человека.
Большое внимание уделялось развитию мотивационного компонента личности. Леонтьев выделил в качестве стимулов мотивы-стимулы (эмоциональные, лишенные смысла) и смыслообразующие мотивы (дают цель, побуждают к деятельности при создании личностного смысла).