Лидерство представляет собой сложный и неоднородный феномен, интерес к которому сформировался достаточно давно и продолжает быть актуальным благодаря высокой значимости данного явления для общественной жизни. В рамках социальных отношений именно лидеры выступают точками объединения и самоорганизации различных групп и коллективов, равно как и любая группа людей следуя логике своего развития выдвигает формальных и неформальных лидеров. При этом от личностных качеств лидера и его стиля взаимодействия с группой во многом зависит успех деятельности и длительность существования коллектива в целом, а также широта и валентность межгрупповых взаимоотношений.
Лидер – член коллектива, обладающий авторитетом, на которого возложена обязанность принимать решения за весь коллектив и нести за него ответственность, а также непосредственно влиять на процессы, протекающие в коллективе.
Классическое понимание лидерства связано с его доминированием над коллективом и обладанием определенными привилегиями. В данном случае лидер как таковой максимально близок к руководителю – официальному назначаемому или избираемому лицу, чьи права и обязанности, а также инструменты управления коллективов закреплены в виде устных или письменных инструкций.
Подобный тип лидерства активно изучался в ранних теориях, таких как теория черт, ситуационная и системная теория, анализирующих различные аспекты феномена – от собственных свойств самого лидера, до внешне средовых факторов, способствующих его становлению во главе группы.
В современной науке все большую популярность у исследователей приобретает иной ракурс рассмотрения явления. В нем лидер рассматривается не как руководитель, а как помощник, учитель, который не претендуя на особый статус или привилегии, способствует личностному развитию и становлению каждого члена группы, превращению его из подчиненного в самостоятельного субъекта, обладающего большой степенью свободу и самореализации в рамках выполнения групповых задач.
Лидер – член коллектива с наибольшим ценностным потенциалом, выступающий его организатором и идейным вдохновителем.
Данное направление развивается в рамках гуманистического, интеракционистского и трансформационного подходов.
Плюрализм в понимании сущности феномена лидерства, его качественных и процессуальных характеристик находит свое отражение и в многообразии типологий и классификаций самих лидеров. В зависимости от основания лежащего в основе классификации могут выделяться различные типы лидеров, в разном количестве.
Р. Зиллер, опираясь на исследование самооценки и Я-концепции, выделил четыре типа лидеров:
Аполитичные лидеры характеризуются высокой степень развитости самооценки и образа Я, благодаря чему они адекватно относятся к внешним оценкам и информации о них, анализируя и принимая ее без ущерба собственной самости.
Лидеры-идеологи обладают высокой самооценкой, но их Я-концепция не развита. Как следствие они не воспринимают оценки и критику окружающих, сохраняя свой текущий профиль поведения неизменным.
Лидеры прагматики напротив, характеризуются сложностью Я и сниженной самооценкой, что приводит к их стремлению подстроиться под группу, в том числе и в ущерб собственным ценностям и установкам.
Недетерминированные лидеры имеют низкую самооценку и неразвитую Я-концепцию, в следствии чего они слабо реагируют на внешние воздействия за исключением определенных, личностно значимых стимулов.
Д. Кейрсич создал свою типологию на основании личностных и темпераментальных качеств лидеров. Всего им было выделено четыре типа:
Интуитивно-эмоциональный тип, представляет собой демократического лидера-наставника, который ориентирован на поддержание межличностных контактов между сотрудниками, создание креативной, мотивирующей среды в которой для участников группы созданы благоприятные условия для свободы и самореализации в деятельности.
Интуитивно-логический тип, в противовес предыдущему сконцентрирован на решении формальных вопросов, а именно планировании и построении архитектуры, системы деятельности группы. При этом идеальные, творческие конструкции имеют для него больший вес в сравнении с возможностями их практической реализации, задавая направление развития группы, данный лидер не заботится о том, чтобы ее члены понимали его и могли действовать согласно его планам.
Сенсорно-решающий тип характеризуется консервативностью взглядов и практическим складом мышления. Данный лидер не обладает гибкостью, эмоционально сух, однако способен обеспечить стабильность и дисциплину внутри группы, неукоснительное выполнение внутренних правил и распорядков. Нацелен на поддержание самого механизма группового взаимодействия, как следствие оппозиционно настроен по отношению к любой новой информации и оценке.
Сенсорно-воспринимающий тип лидера ориентирован на решение конкретных задач, требующих от него концентрации усилий и принятия ответственных решений. Данный лидер самоактуализируется, управляя группой в сложных, меняющихся условиях, находя выход на основании анализа ситуации и собственной интуиции, однако в будничных, рутинных условиях теряет интерес как к самой деятельности, так и к лидерству.
Стили лидерства описывают характер системы взаимоотношений, которая выстраивается между лидерам и членами его группы. Традиционно выделяется три стиля:
Авторитарный стиль предполагает жесткое доминирование со стороны лидера и полную регламентацию деятельности группы и внутригрупповых взаимоотношений.
Демократический стиль опирается на широкое взаимодействие и сотрудничества лидера и группы, совместное принятие решений и разделение ответственности.
Попустительский стиль предполагает значительное отстранение лидера от руководства группой, высокую степень свободы ее членов при отсутствии ответственности лидера за события.