Техника общения – это способ настройки человека на общение с окружающими людьми, а также его поведение в процессе беседы.
К основным параметрам эффективности общения относят умение и навыки человека по использованию следующих техник общения: понимающего и директивного общения.
Понимающее общение – это некоторая сумма установок субъекта общения, включая правила и конкретные приемы реагирования, направленные на понимание партнера и его проблем, а также установление психологического контакта, изучение личностных особенностей собеседника, а также выяснение его точки зрения относительно обсуждаемого вопроса и пр.
Главным в технике понимания является ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, мотивов, оценок и проблем партнера по общению, а не на свою собственную. То есть, индивид знает себя, собственные потребности, жизненную ситуацию и проблемы, лучше, чем кто-либо другой. Помимо этого, открытая беседа с человеком возможно только в том случае создания доверительных взаимоотношений – психологического климата, атмосферы, контакта.
Значимыми условиями в создании такого доверительного климата являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером по общению:
Такие установки и являются основными психологическими механизмами, посредством которых реализуется ориентация субъекта общения на понимание и внутреннюю систему отсчета собеседника.
К правилам понимающего общения можно отнести следующее:
В разнообразной литературе по психологии общения описаны приемы понимающего общения. Обычно выделяют следующие приемы такого типа общения:
Но овладение этими приемами до профессионального уровня требует прикладывания систематических усилий.
Умения и навыки понимающего общения без всяких сомнений относятся к числу значимых профессиональных качеств делового человека, живущего в современном мире. Вместе с этим, профессиональная деятельность требует развития умений и навыков другой направленности, а именно умений и навыков использования приемов директивного общения при взаимодействиях с людьми.
Техника директивного общения – это сумма всех установок субъекта общения, а также правил и конкретных приемов реагирования, которые направляются на оказание прямого психологического влияния на партнера, с целью достижения собственной цели.
К таким установкам относятся установки на открытое, прямое и четкое выражение своей позиции, цели и намерений; открытие о активное поведение, а также действия, направленные на достижение собственной цели; прямой и открытый отказ от выполнения действий, которые не служат интересам человека; достижение собственной цели, учитывая интересы и цели партнеров.
Приемами директивного типа общения считают директивные вопросы, предполагающие ориентацию собеседника на проблему, которую вы считаете целесообразным подвергать обсуждению в соответствиями с вашими целями.
Человек, в качестве коммуникативного элемента, является сложным и чувствительным получателем информации, обладающими своим набором чувств и желаний, а также жизненным опытом. Получаемая извне информация может вызывать любую реакцию, которая способна искажать, усиливать или ослаблять любой получаемый информационный поток.