В современной отечественной социальной психологии широко распространена аналитическая модель, которой соответствует структура любого акта общения, состоящая из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Структуру общения можно охарактеризовать следующими параметрами:
Коммуникативная сторона общения – коммуникация в узком понимании – представляет собой обмен информацией между беседующими индивидами. Когда идет речь о коммуникации в узком смысле слова, то в первую очередь подразумевают тот факт, что в процессе совместной деятельности люди обмениваются друг с другом разного рода представлениями, идеями, интересами, настроением, эмоциями и установками. Все это может быть рассмотрено в качестве информации. В таком случае коммуникативный процесс можно рассматривать в качестве процесса обмена информацией.
В соответствии с Куницыной В.Н. и ее коллегами, коммуникативная сторона предполагает использование ряда средств общения, а также подразделяются на вербальные и невербальные. Хорошим коммуникатором считают человека, который обладает широким репертуаром техник коммуникации, которые могут использоваться на различных уровнях общения.
Интерактивная сторона предполагает организацию взаимодействия общающихся индивидов, то есть обмен не просто знаниями и идеями, но также и действиями.
Если говорить о месте взаимодействия в структуре общения, необходимо отметить, что интерактивная сторона общения – это условный термин, который характеризует те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, а также непосредственной организацией совместной деятельности людей.
Куницына В.Н. и ее коллеги рассматривали интерактивную сторону как процесс взаимодействия людей, который предполагает определенную форму организации совместной деятельности (приспособление, конкуренция, конфликт, согласие).
Среди всех возможных позиций, которые могут занимать партнеры при организации и осуществлении общении, может быть отмечена «пристройка» к собеседнику «на равных», «свысока» и «снизу», или занимает вообще отстраненную позицию. Ни одну из них нельзя определить как однозначно хорошую или плохую.
О продуктивности пристройки можно судить только в рамках каждой конкретной ситуации. Пристройка «снизу», уместная в определенных ситуациях, например, когда нужно извиниться перед собеседником, может превратиться в не искреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может перерасти в отчуждение. Умение человека использовать целостную палитру возможных позиций в общении представляет возможный показатель психологической зрелости личности.
Перцептивная сторона предполагает процесс восприятия и познания собеседниками друг друга в рамках общения и установления на основе взаимопонимания.
Восприятие одного человека другим называется социальной перцепцией. Данный термин в таком случае употреблять не слишком корректно. Впервые термин «социальная перцепция» употребил Дж. Брунер в 1947 году, в процессе работы над так называемым новым взглядом на восприятие. Со временем, с углублением знаний в этой области социальной психологии, под социальной перцепцией начали понимать процесс восприятия социальных объектов, под которыми понимали других людей, социальные группы, большие социальные общности. В этом значении термин и сохранился в литературе по социальной психологии.
По мнению Куницыной В.Н. и ее коллег, перцептивная сторона общения подразумевает восприятие друг друга собеседниками, их взаимным познанием, служащим основой взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются умением определять контекст встречи; чувствовать настроение собеседника по вербальным и невербальным факторам; учитывать возможные психологический аффект восприятия в ходе анализа коммуникативной ситуации.
В данном подходе общение может быть рассмотрена в качестве способа связи, то есть обмена информацией между действующими (взаимодействующими) людьми, которые стремятся достичь взаимопонимания, то есть воспринимают друг друга определенным образом. При этом данный подход дает возможность учитывать разработку каждого компонента в отдельности, при анализе целостного процесса общения.
Разработаны и другие классификации структуры общения. Если рассматривать в качестве структуры совокупность устойчивых связей между некоторым количеством элементов, которые обеспечивают его целостность и тождество самому себе. В таком случае структуру общения можно рассмотреть, учитывая следующие ее аспекты:
При рассмотрении динамики общения Куницыной В.Н. были выделены следующие составляющие фазы данного процесса:
Структуру общения можно также рассматривать, учитывая анализ элементов, из которых выстроена ситуация общения. Общение не может быть вне определенной ситуации, и в этом смысле обязательный компонент ситуации общения – это взаимодействие субъектов, побуждаемых конкретными мотивами и потребностями, реализующими свои цели в общении через применение определенных коммуникативных средств и приемов, передающих собеседнику то или иное содержание. Структура ситуации общения состоит из времени, места, среды и контекста общения, а также норм, регулирующих общение.