Лидер – член коллектива, обладающий авторитетом, на которого возложена обязанность принимать решения за весь коллектив и нести за него ответственность, непосредственно влиять на процессы, протекающие в коллективе.
Исходя из определения, можно сделать вывод, что лидер и процесс лидерства оказывают серьезное влияние на эффективность деятельности организации, что обуславливает высокую прикладную ценность подходов и моделей лидерства, описывающих их успешное функционирование и позволяющее претворить его в жизнь.
Сложность и многоаспектность феномена лидерства, к формированию большого числа теорий, раскрывающих его сущность, которые условно можно разделить на две большие группы. Универсальными можно назвать теории где явно или негласно утверждается, что существуют определенные условия при которых лидерство будет эффективным в любых ситуациях. В зависимости от специфики подхода, меняется содержимое этих условий. Так теория черт апеллирует к личностным чертам лидера, предполагая, что их комбинация обеспечивает его успешность. Гуманистические теории напротив акцентируют свое внимание на характере взаимоотношений лидер – последователь, делая вывод о том, что наставнические, глубокие межличностные взаимосвязи будут способствовать личностному росту и самоактуализации последователей.
Ситуационные теории, напротив, придерживаются той точки зрения, что эффективность той ли иной стратегии лидерства зависит от набора переменных, которые сложились в данной конкретной ситуации. Не противопоставляя друг другу различные стратегии лидерства, как например в теории Х и Y МакГрегора, где авторитарный и демократический стили представлены в качестве взаимоисключающих гипотез, ситуационные теории предполагают наличие некоего континуума, в который входя как полярные точки, так и промежуточные варианты. Данный континуум лидерских стилей, от авторитарного до демократического един для большинства ситуационных теорий, однако существенно меняются переменные, которые обуславливают выбор того или иного стиля. В связи с чем, по существу ситуационные теории можно назвать теориями переменных.
Данная теория является одной из первых в ситуационном подходе. Танненбаум и Шмидт предполагали, что выбор стиля лидерства из континуума детерминируется четырьмя переменными:
Среди личностных качеств руководителя наибольшее внимание исследователи отводят его представлениям о роли лидера, степень терпимости к неопределенности, как естественного спутника демократического стиля, степень доверия к последователям и личного вклада в выполняемое задание.
Группа в свою очередь также имеет определенные ожидания от лидера и степень принятия неопределенности. При этом закономерно, что ожидаемый стиль руководства лидера, отнюдь не всегда совпадает с наиболее желаемым. Кроме того, на поведение последователей влияет как их заинтересованность, так и уровень профессиональной компетентности.
Задание также может вносить коррективы в стиль лидерства. Так срочные или ответственные задания склоняют лидера к авторитетному стилю, усилению контроля за их выполнением.
П. Херси и К. Бланшар в качестве переменной детерминирующей стиль лидера обозначают степень готовности последователя к выполнению задания. Чем она выше, тем в большей степени от лидера требуются демократические решения, делегирование обязанностей и предоставление свободы. Низкая готовность напротив, поощряет к авторитарному руководству и жесткому контролю.
Исследователи выделяют три фактора определяющих готовность группы к выполнению задания:
Комбинируясь данные показатели образуют четыре основных реакции последователей на задачу от полной неготовности, к стремлению выполнить задание без должных способностей, затем к нежеланию выполнять задание при наличии способностей и наконец к полной готовности взяться за работу.
В соответствии с повышением степени готовности повышается и степень демократизации стиля лидерства. При неготовности выполнять задание подчиненными, лидер должен прибегнуть к жесткой стратегии приняв ответственные решения и распределив обязанности самостоятельно, а также проконтролировав их исполнение.
При сочетании желания с неспособностью в задачи лидера входит обучение и контроль деятельности. В обратной ситуации следует приложить усилия к мотивации сотрудников, через формирования благоприятного образа общей цели, посредством личного примера, поощрения.
Наконец в случае полной готовности стиль лидерства предполагает обедненный менеджмент, т.е. практически полное отсутствие управления, которое выражается в делегировании полномочий и отслеживании результата.
Теория Фидлера предполагает сочетание двух типов лидеров с тремя переменными ситуации. Лидер может быть ориентирован на задачу, либо ориентирован на взаимоотношения. Переменные выражаются в следующем:
Каждая из переменных имеет свое благоприятное и неблагоприятное для лидера значение. Отношения могут быть уважительными или конфликтными. Задача может характеризоваться как монотонная, с низким уровнем неопределенности, как следствие благоприятная, так и как креативная – неблагоприятная. Полномочия могут быть широкими с большим выбором средств воздействия, так и ограничивать лидера.
Согласно исследованиям Фидлера в благоприятных и неблагоприятных условиях наибольшую эффективность показывают лидеры, ориентированные на задачу, а в умеренных - на взаимоотношения.