Этапы развития личности


Этапы развития личности

Периодизация психического развития личности и этапы жизненного пути человека

Личность в своем психологическом развитии проходит несколько этапов. Каждый период является определенной ступенью развития личности человека, вехой ее жизненного пути. В рамках каждого из периодов принято выделять стадии, а рамках каждой стадии – отдельные фазы.

Определяют периоды, стадии и фазы в психическом развитии человека для того, чтобы иметь возможность рационально выстроить систему обучения и воспитания, помочь в профессиональном самоопределении молодого поколения, более полноценно использовать трудовой и творческий потенциалы взрослого человека на каждой из возрастных ступеней.

Многие психологи предпринимали попытки составления возрастной периодизации психического развития личности. Широкое распространение получила теория, разработанная американским психологом Э. Эриксоном, который придерживался генетического принципа, а именно того, что стадии, которые проходит любой человек в процессе своего личностного развития от момента рождения и до смерти, являются генетически предопределенными. Э. Эриксоном было выделено и охарактеризовано восемь кризисов разных возрастов, которые, по его мнению, наступают в жизни каждого человека:

  1. Кризис доверия и недоверия – развивается в течение первого года жизни ребенка. Данный кризис проявляется в связи с удовлетворением ребенком своих физиологических потребностей, из-за чего у него развивается доверие или недоверие к окружающему миру и взрослым.
  2. Автономия противопоставляется стыду и сомнениям – возраст 2-3 лет. Кризис связывают с первым опытом обучения ребенка чему-либо, выработкой привычки быть опрятным. Ребенок понимает, что в систематичности и последовательности обучения развивается самостоятельность, а в непоследовательности проявляются сомнения и страхи быть наказанным.
  3. Формирование инициативности в противопоставление чувству вины – 3-6 лет. Данный кризис является соответствующим периоду дошкольного детства, когда ребенок проходит стадию самоутверждения. Планы, которые он постоянно выстраивает и которые он стремится осуществлять, помогают развивать у него инициативность. Напротив, при переживании повторных неудач происходит закрепление чувства вины.
  4. Трудолюбие, противопоставленное комплексу неполноценности, – период 7-12 лет. Данный кризис протекает в период обучения ребенка в школе. В зависимости от атмосферы в школьном коллективе, того, какие отношения сложились с учителями и одноклассниками, а также методов воспитания ребенок развивает у себя определенный «вкус» к процессу работы или чувство собственной неполноценности.
  5. Личностное самоопределение, противопоставляемое индивидуальной серости и конформизму – 12-18 лет, проявляется у подростков, когда начинается установление образов поведения. Позитивным опытом развивается идентификация, отрицательный опыт вызывает путаницу в понятиях.
  6. Интимность и общительность противопоставленная личностной психологической изолированности индивида – возраст около 20 лет. Данный кризис свойственен юношам. Он вызван поиском близости с любимым человеком, при отсутствии опыта человек может изолировать сам себя и замкнуться.
  7. Забота о воспитании нового поколения противопоставляется погружению внутрь себя – период 30-60 лет. Если все процессы развития прошли нормально, то данный возраст характеризуется высокой продуктивностью деятельности, активизируется чувство сохранения рода, появляется уважение к мудрости старших. Нерешенным кризисом обуславливается застой.
  8. Удовлетворенность прожитым временем жизни противопоставляется отчаянию – возраст старше 60 лет. Данный кризис формируется в период старения, когда человек начинает подведение итогов своей жизни. На данной стадии личность либо достигает целостности и принимает неизбежное, либо завершает жизнь, испытывая страх перед приближающейся смертью.

Особенности формирования личности

В концепции Эриксона под становлением личности понимают смену этапов, на каждом из которых внутренний мир человека претерпевает качественные преобразования, а также радикальные изменения его отношений с людьми, которые его окружают. Результатом этого является, что он как личность получает что-то новое, что характерно только данному этапу развития, который у него сохраняется хотя бы как заметные следы на протяжении всей жизни.

Непосредственно преобразования внутри личности, в соответствии с Э. Эриксоном, формируются не на пустом месте, так как их формирование приурочено к определенной стадии, подготовлено всеми предыдущими процессами предшествующих этапов личностного развития. Новое возникает и утверждается только если в прошлом уже был создан ряд соответствующих психологических и поведенческих условий.

Человек, формирующийся и развивающийся как полноценная личность, приобретает не только ряд позитивных качеств, но также и негативные. Практически невозможно подробно представить в одной единой теории все возможные варианты индивидуального развития личности и всех возможных сочетаний и позитивных и негативных новообразований. Подразумевая такого рода трудность, Эриксоном было в своей концепции изображено две крайние точки в развитии личности: нормальная и аномальная.

Замечание 1

Основываясь на всем вышесказанном можно сформулировать следующий вывод о понимании процессов развития личности. Личность может формироваться внутри групп, которые последовательно сменяют друг друга от одного возрастного этапа к другому. Характер развития личности задает уровень развития той группы, в которую включена личность и в которую она интегрируется.

Можно сказать, что личность ребенка, подростка и юноши проходит формирование в качестве последовательных этапов включения в различные по уровню своего развития общности, которые имеют значение на разных возрастных этапах.

Иными словами, процесс развития личности – это последовательные этапы, подчиненные определенным объективным закономерностям. Закономерность при этом не означает фатальной обусловленности. Личность всегда имеет определенный выбор, ее активность не может быть проигнорирована, и каждый человек имеет право ошибиться и нести за него ответственность. Необходимо выбрать правильный путь и взять на себя полную ответственность за принятие решений, не возлагая надежд на особенности воспитания и окружающие обстоятельства. Конечно, каждый, когда думает о самом себе, ставит перед собой ряд общих задач, представляя то, каким он хотел бы себя видеть.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :