Личность в своем психологическом развитии проходит несколько этапов. Каждый период является определенной ступенью развития личности человека, вехой ее жизненного пути. В рамках каждого из периодов принято выделять стадии, а рамках каждой стадии – отдельные фазы.
Определяют периоды, стадии и фазы в психическом развитии человека для того, чтобы иметь возможность рационально выстроить систему обучения и воспитания, помочь в профессиональном самоопределении молодого поколения, более полноценно использовать трудовой и творческий потенциалы взрослого человека на каждой из возрастных ступеней.
Многие психологи предпринимали попытки составления возрастной периодизации психического развития личности. Широкое распространение получила теория, разработанная американским психологом Э. Эриксоном, который придерживался генетического принципа, а именно того, что стадии, которые проходит любой человек в процессе своего личностного развития от момента рождения и до смерти, являются генетически предопределенными. Э. Эриксоном было выделено и охарактеризовано восемь кризисов разных возрастов, которые, по его мнению, наступают в жизни каждого человека:
В концепции Эриксона под становлением личности понимают смену этапов, на каждом из которых внутренний мир человека претерпевает качественные преобразования, а также радикальные изменения его отношений с людьми, которые его окружают. Результатом этого является, что он как личность получает что-то новое, что характерно только данному этапу развития, который у него сохраняется хотя бы как заметные следы на протяжении всей жизни.
Непосредственно преобразования внутри личности, в соответствии с Э. Эриксоном, формируются не на пустом месте, так как их формирование приурочено к определенной стадии, подготовлено всеми предыдущими процессами предшествующих этапов личностного развития. Новое возникает и утверждается только если в прошлом уже был создан ряд соответствующих психологических и поведенческих условий.
Человек, формирующийся и развивающийся как полноценная личность, приобретает не только ряд позитивных качеств, но также и негативные. Практически невозможно подробно представить в одной единой теории все возможные варианты индивидуального развития личности и всех возможных сочетаний и позитивных и негативных новообразований. Подразумевая такого рода трудность, Эриксоном было в своей концепции изображено две крайние точки в развитии личности: нормальная и аномальная.
Основываясь на всем вышесказанном можно сформулировать следующий вывод о понимании процессов развития личности. Личность может формироваться внутри групп, которые последовательно сменяют друг друга от одного возрастного этапа к другому. Характер развития личности задает уровень развития той группы, в которую включена личность и в которую она интегрируется.
Можно сказать, что личность ребенка, подростка и юноши проходит формирование в качестве последовательных этапов включения в различные по уровню своего развития общности, которые имеют значение на разных возрастных этапах.
Иными словами, процесс развития личности – это последовательные этапы, подчиненные определенным объективным закономерностям. Закономерность при этом не означает фатальной обусловленности. Личность всегда имеет определенный выбор, ее активность не может быть проигнорирована, и каждый человек имеет право ошибиться и нести за него ответственность. Необходимо выбрать правильный путь и взять на себя полную ответственность за принятие решений, не возлагая надежд на особенности воспитания и окружающие обстоятельства. Конечно, каждый, когда думает о самом себе, ставит перед собой ряд общих задач, представляя то, каким он хотел бы себя видеть.