Поиск цели развития личности представляет собой не только психологическую, но и философскую проблему. При постановке вопроса исследователи исходят из того, что развитие представляет собой процесс, а значит, оно имеет некое направление, и как следствие, цель. Впервые о цели развития психологи заговорили еще в XIX веке, но только в XX веке эта идея была развита в полной мере.
Цель - субъективно сформированный конечный образ результата деятельности, одновременно направляющий и контролирующий поведение человека.
С точки зрения Н. А. Бернштейна цель развития личности заключается в достижении закодированной в мозгу модели потребностного будущего. Для этого объединяются различные психические процессы, что выражается в общей целеустремленности личности. В свою очередь целеустремленность включает в себя мотивацию на борьбу за достижение цели и закрепление наиболее эффективных механизмов и способов на пути к ее реализации.
П. К. Анохин определял цель как системообразующий фактор, который обуславливает развитие всей системы. Он рассматривал человека в трех его ипостасях, в соответствии с чем давал свое определение целей развития:
Поиск цели развития личности сопряжен с понимание личности как цельного и целостного образования. На это особо указывал Э. Фромм. Он считал, что только любовь, как особая форма человеческих отношений, может помочь человеку обрести свое подлинное «Я». Данные идеи высказаны им в книге «Искусство любви».
Многие отечественные психологи подчеркивали, что цель развития личности заключается в максимальном раскрытии скрытых в ней потенциальных возможностей, становления самосознания «Я». По мере развития человека он все больше осознает свое одиночество, свою индивидуальность, а также оторванность от других. Сначала он переживает процесс отвыкания от матери, далее с каждым новообразованием увеличивается его независимость. На всем этом пути человек должен осознать и пережить эту отдельность, что дает ему возможность постигнуть свое прошлое, настоящее и будущее.
Развитие личности является внутренней работой, связанной с самыми потаенными человеческими эмоциями и чувствами, страхами и переживаниями, психологическими когнициями, реализацией заложенных природой задатков и развитие на их основе способностей. Личность может развиваться стихийно, носить естественный характер. Однако для ее полного расцвета часто необходимо преодолевать внешние препятствия среды, а также внутреннее сопротивление, проявлять настойчивость в саморазвитии.
Осознание цели развития требует постановки особых перспективных задач, к выполнению которых должна стремится личность. К их числу можно отнести:
Понимание себя состоит в принятии своих эмоций, своих потребностей и устремлений, достижение этого происходит через разрешение внутреннего конфликта между Я-идеальным и Я-реальным, что в итоге выводит человека на новую ступень развития.
Повышение осознанности складывает из действия принципа «здесь и сейчас», живого и эмоционального отношения к реальности. Личность не просто открыта для жизни, она уходит от привычных стереотипных представлений и образа жизни «течения по волнам», а начинает проявлять волю и принимать осознанные волевые решения, управлять своей жизнью, наполняя смыслом свое бытие.
Расширение поля деятельности заключается в увеличении контактов, новых видов активности, круга взаимодействий, что в итоге приводит к выявлению новых сторон в личности, ее новых способностей и черт, которые были скрыты и смогли себя проявить только при смене деятельности.
Состояние внутренней согласованности или конгруэнтности достигается через сочетание всех эмоциональных проявлений, когниций и деятельности.
Для достижения этих задач личность должна сначала осознать свои цели и потребности, познать свой внутренний образ «Я», выявить те ожидания и притязания, которые она хотела бы воплотить в жизнь. Далее следует работа по осознанию «Я» - реального, того, что личность представляет собой на данный момент, какими качествами и свойствами обладает, а также соотнесению их с «Я»-идеальным. На основе анализа и выявления наиболее важных задач, личность строит план или программу действий, которая призвана помочь в реализации желаемого. Через метод проб и ошибок вырабатываются наиболее эффективные методы, делаются промежуточные итоги, корректируются планы. В итоге личность приходит к переосмыслению всего своего жизненного пути, она нередко переделывает свою жизненную программу, подбирает новые методы и т.д. Однако весь проделанный путь был не зря - через него личность проходит свой путь развития, открывает новые навыки и способности, ставит себе цели, которые достигает, и поднимается на еще одну ступеньку вверх.
Цель и задач развития личности порождают еще одну проблему, связанную со смыслом жизни человека. В психологии она решалась по-разному. Один из первых концепцию смысла жизни развил в своей теории индивидуальности А. Адлер. Он считал, что индивидуальный смысл жизни является ключом к пониманию всей личности в целом. Сам факт жизни человека в социуме ставит ряд проблем: проблему профессионального труда, межличностных отношений, в том числе проблему отношений с противоположным полом. Смысл жизни связан с этими тремя аспектами. В зависимости от того, как человек решает эти проблемы, он наполняет жизнь определенным смыслом. Таким образом, смысл жизни по Адлеру всегда совместим с социальными смыслами, индивидуальный смысл жизни должен приниматься и разделяться другими.
Юнг связывал смысл жизни с реализацией духовных и культурных потребностей человека, считая это неотъемлемой чертой человека. Кроме того, если Адлер считал, что человек может не осознавать своего смысла жизни, Юнг подчеркивал, что поиск смысла жизни - это специфическая потребность личности. Найти свой смысл жизни можно только через обращение к своей «самости», а вот потеря смысла жизни связана с навязанными обществом ролями и надуманным, внушенным смыслом.
Центральное место смысл жизни занимает в логотерапии Франкла. Он связывал смысл жизни с ценностями творчества, переживания и отношения, считая, что именно они наполняют жизнь человека смыслом. Однако данные ценности могут вступать между собой в противоречие. Франкл считал, что смысл жизни - это всегда выбор человека, в этом выражается его свобода. Однако это одновременно налагает на человека ответственность. Если человек не нашел свой истинный смысл жизни, то он стремится заполнить образовавшийся вакуум через псевдосмыслы, которые могут представлять стремление к успеху, потреблении, власти и т.д.