В основе складывания той или иной системы развития или воспитания личности лежат разные философские подходы, а именно прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, диалектический материализм и т.д. Их основу составляют различные психологические концепции - Л. С. Выготского, идеи бихевиоризма, гуманистическая психологий Роджерса и т.д.
Ставшие уже классическими идеи продолжают развиваться, формируя более частные подходы, например, воспитание в духе мира или поликультурное воспитание.
Ф. В. Крон выделил шесть основных систем воспитания ребенка:
Главная проблема воспитания, как видно из приведенного списка, состоит в соотношении свободы и принуждения. Если смотреть на эту проблему шире, то насколько государство в лице воздействующих субъектов, должно вмешиваться в процесс воспитания личности, влиять на ее формирование, выполняя целенаправленный общественный заказ. Это переводит тему не только в социальную, но и политическую и философскую область, т.к. поднимается вопрос свободы человека от общества и степень развития его индивидуальности.
В классической системе воспитания долгое время господствовал авторитарный подход, согласно которому личность ученика подавлялась, над ним всецело господствовал учитель. Даже позже, в советской системе, над школой, личностью учителя и ученика стояла идеологическая доктрина. В современной образовательной и воспитательной парадигме произошла переориентация на гуманистический подход, предполагающий более свободную степень общения учителя и ученика, формирование целостной личности, имеющий сформированную нравственную позицию, могущую делать выбор и несущую за нее ответственность.
Теории воспитания складывались в каждом обществе и имели свой ярко выраженный отпечаток индивидуальности. В развитии западного общества теории воспитания отражали тенденцию к природосообразности и необходимости творческого развития личности ребенка. Так, еще Сократ говорил о дифференцированном подходе к воспитанию детей и предлагал из тех, кто проявляет интеллектуальные способности, готовить философов. В XVI веке Рабле говорил о необходимости развития личности, но таком, чтобы она отвечала интересам общества. Монтень утверждал, что нельзя давать ребенку готовые истины, он должен сам постигать их на собственном опыте.
Руссо верил, что в каждом человеке кроются неограниченные возможности для роста. Он считал, что воспитание играет решающую роль в становлении личности, более того, общество должно быть изменено в соответствии с природой человека. Человек в своем развитии должен прийти к полной независимости, он должен жить благодаря результатам своей деятельности.
Выдающийся немецкий педагог В. Дистервег считал, что система воспитания личности должна опираться на три принципа:
Система воспитания и обучения американского педагога Джона Дьюи основывается на инструментализме. Он полагал, что всякая идея может быть полезна, если рассматривать ее как инструмент развития. Не надо выявлять физические и умственные способности ребенка, они заложены природой и имеют наследственный характер. Сам процесс обучения должен быть перестроен под интересы и желания ребенка.
Трудовой подход к системе воспитания развивал советский педагог А.С. Макаренко. В центр своей системы развития он поместил коллектив, а процессы воспитания и обучения соединил с трудом. Дети в его школах участвовали в производственном процессе в мастерских и заводах, на полях и садах. Были разработаны даже такие элементы «взрослого мира» как зарплата, норма, прибыть, расценки и т.д. Личность формируется в среде коллектива, который объединяют общие нормы, отношения и стиль жизни.
Поразительные идеи воспитания разрабатывал известный польский педагог Я. Корчак. В его концепции ребенок предстает не как будущий взрослый, объект педагогического воздействия, а как цельная и независимая личность, равная взрослому, потому он требует такого же уважительного отношения к себе, как и взрослый. Более того, ребенок имеет даже право на смерть. Дети во всем похожи на взрослых, но со своими особенностями - у них сильнее развита эмоциональная сфера, меньше степень контроля, слабое психическое торможение. Наиболее яркая отличительная черта - отсутствие опыта, но как раз его ребенок и набирает в ходе своего развития и становления в качестве взрослого. Поэтому привычное манипулирование ребенком, как со стороны родителей, так и со стороны государства, полностью неприемлемо. Необходимо признать самоценность и равноценность личности ребенка.
Наиболее известные и распространенные системы воспитания были предложены Марией Монтессори и Рудольфом Штайнером.
Монтессори разработала системы развития ребенка, в которой он развивается самостоятельно под воздействием дидактически обогащенной среды. Ее методика активно воздействует на детей в возрасте 3-6 лет. Монтессори полагала, что образование ребенка - это естественный процесс, который воспитателю необходимо только направлять. Основное внимание уделено развитию самостоятельности ребенка, а также мелкой моторики, остроту чувствительности органов чувств. На воспитателя накладывается ответственность по организации среды для ребенка, которая его заинтересует, поможет раскрыть способности, а также успешно их развить. Ребенку предоставляется свобода, старшие дети учат младших, недопустима критика или запреты, воспитатель - он только помощник, ребенок сам выбирает путь.
Рудольф Штайнер полагал, что педагогика представляет собой науку о теле, духе и души человека. Задача воспитателя - придать этим трем составляющим человека гармоничное взаимодействие, т.е. в обычном состоянии они находятся в разладе. Эта же трехчленность заложена в основу вальдорфской школы, основанной им.
Образование ребенка должно идти вслед за его потребностями, а не социальным заказом. Обучение должно строится на дедуктивном методе, обучение должно носить естественный характер, детям не навязывают готовых истин, они сами проходят путь поиска ответов и их выводы носят самостоятельный характер. Формирование личности идет через развитие эмоциональной сферы, интеллекта и воли ученика. В основу нравственного воспитания ученика заложены принципы Добра, Правды и Красоты, они составляют основу его морали, толкают на путь творческого преобразования действительности, достижения мудрости.