Развитие личности и коллектива


Развитие личности и коллектива

Роль коллектива в развитии личности

Определение 1

Коллектив – это особая форма существования группы на основании общих целей, ценностей и самодеятельности.

Важнейшим механизмом развития личности выступает социализация, которая представляет собой усвоение общественных отношений. Социализация возможна только лишь при наличии агента – некоторого социального образования, в рамках которого личность сможет вести социальную деятельности и приобщаться к нормам и ценностям.

Коллектив представляет собой один из агентов социализации, предоставляющий личности не только опыт взаимодействия в среде сверстников или единомышленников, но также опыт непосредственного влияния и организации социального континуума в рамках самоорганизации коллектива.

В отличии от других агентов социализации, таких как семья, или образовательные учреждения, или уличная компания/субкультура, которые существуют в значительной степени независимо от личности и резистентны к ее влиянию, коллектив складывается при непосредственном ее участии, что предоставляет личности уникальный опыт социализации.

Кроме того, нахождение личности в коллективе, особенно в подростковом периоде, создает мощный стимул для формирования активной, деятельной позиции, в виде ответственности, инициативности, критичности, улучшения коммуникативных качеств, эмпатии и т.д.

Развитие личности в коллективе способствует складыванию коллективистских ценностей, понимание повышения личностной эффективности за счет объединения с членами коллектива, роста возможностей человека, осуществления труднодостижимых для одиночки целей.

Основная проблема коллектива состоит в том, что коллектив, особенно в школьный период, еще не существует, он должен сложится пройдя через ряд этапов своего формирования. Решающую роль на ранних этапах выполняет педагог, либо руководитель, возможности стихийной самоорганизации коллектива весьма ограничены. Как следствие, формирования коллектива может не произойти. В школе педагог в большей степени ориентирован программой на учебный, а не воспитательный процесс. На рабочем месте, менеджер может отдать предпочтение конкурентной схеме взаимоотношений между сотрудниками, облегчающей возможности воздействия на отдельную личность и уменьшающую риску противодействия со стороны отдела.

Стадии развития коллектива

Существуют различные подходы к периодизации развития коллектива. Одним из наиболее авторитетных является подход Макаренко – знаменитого советского педагога, осуществлявшего деятельность по социализации детей беспризорников. Макаренко выделяет четыре стадии коллектива

  • первоначального становления
  • усиления актива
  • расцвета коллектива
  • движения

На первой стадии коллектив как таковой не существует. Его участники механически объединены в группу, которая связана общей деятельностью и формальными целями – учебными или рабочими. Организация и управление группой полностью лежит на плечах ее руководителя – формального управленца, отделенного от группы особым статусом, правами и обязанностями. Он активно предъявляет требования по отношению к членам группы, разъясняет цели и содержание деятельности, мотивирует на ее выполнение.

Конец первой стадии ознаменуется выделением актива. На второй стадии актив кристаллизуется, он начинает самостоятельно выдвигать требования по отношению к членам группы, влиять и организовывать ее деятельность. На данной стадии особое внимание руководителя должно быть привлечено к активу, согласованию целей и ценностей актива и коллектива в целом. Под конец данной стадии актив развивается в достаточной степени, чтобы полностью само организовывать коллективную деятельность.

Стадия расцвета свидетельствует о собственно возникновении коллектива. Коллектив начинает вырабатывать собственные традиции, особые нормы, формировать внутреннюю идентичность. Актив становится более расплывчатым, все члены коллектива привлекаются к планированию о осуществлению деятельности в равной степени по принципу комплиментарности и взаимодополняемости.

Последняя стадия движения ассоциирована с бесконечным процессом коллективного развития. Жизнь коллектива – это движение, остановка – смерть. Коллектив имеет высокую эффективность и способен разрешать задачи непосильные отдельным его членам. Он становится эффективным инструментом развития личности каждого из членов коллектива.

Другая периодизация была предложена Усманским:

  • конгломерат – группа ранее незнакомых между собой людей,
  • ассоциация – группа связывается общей деятельностью, цели которой определяются извне,
  • кооперация – группа, ориентированная на достижение целей и результатов, взаимоотношения рассматриваются как средство осуществления деятельности, межличностный компонент не выражен,
  • автономия – группа высокой сплоченности, в которой происходят процессы обособления, идентификации, эталонизации.
  • корпорация – альтернативный вариант развития группы, складывание псевдоколлектива. Корпорация отличается обособленностью группы от других групп, возникновением межгрупповых эффектов восприятия, преобладанием конкуренции и негативного отношения к вне групповым элементам.
  • коллектив – высшая форма развития группы. Высокая внутренняя сплоченность членов не становится препятствием для активной социальной позиции коллектива, его сотрудничества с другими коллективами.

Характерные черты коллектива

Отличием коллектива от любой другой формы объединения является складывание отношений взаимоуважения и взаимовыручки при которых каждый член коллектива не лишается личной свободы. Основой отношений становится не принуждение или подчинение неким групповым целям, а личная ответственная позиция каждого члена коллектива, причем ответственность, предъявляемая к себе, выше чем к другим.

Для коллектива характерно отсутствие единого харизматичного лидера, его место занимает команда лидеров-специалистов, которая охватывает по сути весь коллектив, т.е. место организующего звена, актива, в зависимости от специфики ситуации занимают разные его члены, наиболее компетентный в решении конкретных задач.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :