В отечественной науке длительнее время господствовал детерминационный подход к развитию личности, который предполагал нахождение ответов на следующие вопросы:
Труды многих выдающихся отечественных психологов базируются на социально-психологической педагогической практике А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других.
Одной из основополагающих работ в данной области является «Психология развития ребенка» Л.С. Выготского и другие труды автора по данной теме. Выготский призывает рассматривать окружающую среду как главный источник развития личности ребенка. В развитии переплетены две линии, первая из которых непосредственно состоит в естественном развитии ребенка, а вторая - в овладении социальным опытом, культурой, общественно приемлемым поведением. Выготский считал, что развитие протекает не как «саморазвитие», а как процесс постепенного овладения ребенком «психологическими орудиями» - знаками-символами (письмо, язык, счет, культурные символы и т.д.). Ребенок овладевает знаниями о внешнем мире через сотрудничество со взрослым, поэтому важнейшей чертой сознания выступает диалогичность.
К заслугам Выготского относится введение понятия «зона ближайшего развития», которое состоит в области действий, которые ребенок самостоятельно еще не может выполнить, но вместе со взрослым способен, в результате чего такая деятельность толкает его к развитию. Личность человека не является врожденным свойством, она приобретается в процессе социального взаимодействия.
Эти идеи оказали большое влияние на развитие психологии личности в нашей стране. С. Л. Рубинштейн сформулировал знаменитый принцип единства сознания и деятельности. Идеи Выготского и Рубинштейна были продолжены в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова.
Интересный подход к развитию личности демонстрирует К.А. Абульханова-Славская, которая связывает развитие и жизненный путь человека (Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни», Абульханова К. А., Березина Т. Н. «Время личности и время жизни» и др.). В своих работах автор раскрывает особенности организации времени личностью, активность личности и ее притязания, типы мышления, стратегии построения общения, некоторые типичные структуры сознания людей.
Проблемами развития личности, а также связью с возрастными механизмами и процессом старения занимались Л.И. Анцыферова («Развитие личности и проблемы геронтопсихологии»), В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, В.В. Болтенко, О.Н. Молчанова (Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. «Особенности самооценки в позднем возрасте»), В. Л. Ефименко («Депрессии в пожилом возрасте») и др.
Принято считать, что зарубежные теории личности можно разделить на три группы:
Синтезированную картину развития человека дает в своем труде «Развитие человека» Г. Крайг. Он использует данные истории, антропологии, демографии, социологии, биологии, медицины и, конечно, психологии, для раскрытия развития человека от рождения до смерти. В этом отношении книга приближается к энциклопедии. Крайг рассматривает психологию человека в перспективе его жизненного пути, а само развитие личности предстает как переплетение физического, психического и социального компонентов.
Среди зарубежных авторов, занимающихся развитием личности, особо выделяется гуманистическая психология, в частности, книги К. Роджерса. Его книги отличают живой и доступный язык, в результате чего они интересны не только для психологов, но и для «умных специалистов», как он отмечает в предисловии к книге «О становлении личностью». Данная книга написана с позиции человека, который на протяжении 33 лет занимался психологическим консультированием, поэтому она представляет себе квинтэссенцию его опыта, однако она обращается не только психотерапевту, но и самому его пациенту. Ключевой вопрос книги - развитие личности является постоянной потребностью личности, решение проблем состоит только в движении вперед. При этом Роджерс стоит на позициях терапии, центрированной на клиенте, т.е. переживания клиента и его личность находятся в центре внимания, при этом вся ответственность за ход терапии также ложится на клиента, т.к. только от его воли зависит движение вперед.
Данная тема так или иначе затрагивается практически во всех работах, посвященных развитию личности, однако в рамках возрастной и детской психологии она раскрывается наиболее полно. Среди многочисленных авторов, которые раскрывают особенности развития личности ребенка, выделим несколько:
Широкий спектр вопросов, связанный с развитием личности ребенка дает учебное пособие «Психология человека от рождения до смерти» под редакцией А.А. Реана. В книге представлено восемь частей, которые соответствуют возрастным периодам жизни человека, в свою очередь в каждом периоде описываются особенности психологии личности по следующим направлениям: когнитивные особенности, аффективная сфера, поведенческие особенности, мотивационная сфера, Я-концепция личности. В результате представлена исчерпывающая и систематизированная информация о развитии человеческой личности с начала ее зарождения до момента смерти. Кроме того, в книге представлены теоретические положения, раскрывающие принципы психического развития, теории развития, закономерности развития и его цели.