Гуманистическое психологическое направление появилось как альтернатива психологическим течениям двадцатого столетия (в первую очередь, бихевиоризм и психоанализ), и сформировало свое оригинальное положение о человеке и его развитии.
В качестве базы этого психологического направления выступили Соединенные Штаты Америки, а лидерами его стали:
Экзистенциальное философское направление оказало значительное воздействие на становление и совершенствование гуманистического течения в психологической науке, но это не значит, что гуманистическая психология дублирует экзистенциализм. Психологическая наука выполняет исключительно собственные практические и теоретические функции, именно в этом аспекте необходимо изучать становление нового психологического течения.
Каждым новым направлением в научной сфере предлагается собственная программа посредством противопоставления уже существующим течениям и школам. В этом конкретном случае гуманистическое психологическое направление увидело недостаток остальных психологических течений в том, что ими избегается конфронтация с реальной действительностью в том формате, в каком его переживает индивид, ими также игнорировались такие фундаментальные личностные признаки, как общность, уникальность, цельность. В итоге личностная картина в их представлении является неким фрагментом и моделируется или как система реакций, или как ролевые стереотипы. Помимо этого, психиатры иных течений лишили личность ее важной характерной черты - свободы волеизъявления, и руководится она только внешними факторами, в качестве которых выступают:
Собственные желания личности сведены к попытке редуцирования внутреннего напряжения, нахождения равновесия с окружающим миром; сознательная сфера либо полностью проигнорирована, либо замаскирована отзвуками бессознательного.
Гуманистическое психологическое направление призывало к пониманию человеческого существования во всей его целостности на том уровне, который лежит гораздо ниже пропасти разрыва объекта-субъекта, созданного философской наукой последних лет. В итоге, по утверждению психологов-гуманистов, на одной стороне пропасти находится субъект, оперирующий абстрактными понятиями, а на другой стороне - объект, рассматриваемый этими понятиями. Исчезла личность в полном ее существовании, исчезла и окружающая действительность, какой она показана в переживаниях индивида.
Гордоном Олпортом были сформулированы принципиальные положения нового течения - гуманистического направления личностной психологии, которая в настоящий момент является самой значительной психологической школой.
Олпорт создавал личностную концепцию как альтернативу поведенческому подходу и биологической, инстинктивной методике психоаналитической теории. Олпорт был категорически против переноса симптомов и диагнозов людей с различными заболеваниями, неврастеников, на психическую сферу здоровой личности. Главным образом он был сосредоточен на изучении здорового человека. Необходимостью для Олпорта были сбор и описание наблюдаемых фактов, а также их объяснение и систематизация.
Важнейшим постулатом гуманистической теории Олпорта была концепция того, что личность - это открытая и саморазвивающаяся система. Индивид является существом социальным и не может развиваться без контактирования с остальными членами общества.
Именно поэтому Олпорт не принимал положение психоаналитической теории об антагонистическом, враждебном отношении общества и личности. Олпорт был убежден, что контактирование личности с обществом - это не стремление к равновесию во взаимодействии с окружающей действительностью, а взаимодействие и взаимообщение. Важно отметить, что Олпорт резко не принимал общепринятый постулат, гласящий, что развитие - это процесс адаптации, приспособление личности к окружающей среде, и постоянно доказывал, что индивид нуждается во взрыве равновесия и достижении новых высот.
Олпорт практически первым начал говорить о феноменальности каждой отдельной личности. Каждая личность является неповторимой и индивидуальной, потому как носит в себе своеобразное сочетание качеств, черт, желаний и потребностей, которые Олпорт обозначил как trite - черта.
Такие качества и потребности человека он разделил на инструментальные и основные. Основополагающие качества способны стимулировать поведение, они врожденные, генотипические, а инструментальные качества придают поведению завершенность и развиваются в течение всей жизнедеятельности, то есть это своеобразные фенотипические образования. Из набора таких качеств состоит личностное ядро.
Олпортом была создана своя теоретическая личностная концепция, и собственная методика системного изучения психической деятельности индивида. Для реализации такой цели им были созданы многофакторные опросники. Самым популярным стал опросник университета Миннесоты, который успешно применяется и сегодня (время от времени его слегка модифицируют) для рассмотрения:
С течением времени Олпорт пришел к выводу, что метод интервьюирования дает большое количество информации и является более точной методикой, в отличие от анкетирования, потому как в процессе беседы возможно изменение и корректировка вопросов, также можно отслеживать состояние и реакцию пациента.
Четкие критерии, объективные ключи для расшифровывания, системный подход, - все это выгодно отличает все используемые методики Олпорта в изучении человека от субъективистских методов психоаналитического течения.