Детские страхи
При нормативном развитии ребенка, страхи необходимы для регуляции его поведения и несут положительный адаптационный смысл. Страх, как и любая другая эмоция, полезен, когда выполняет предписанные ему функции, а затем исчезает.
Выделена определенная возрастная динамика детских страхов, она выглядит следующим образом:
- 0-6 месяцев: ребенок боится неожиданных громких звуков и быстрых движений со стороны других людей. В 2 месяца у ребенка вместе с комплексом оживления появляется некоторое беспокойство, если вовремя бодрствования матери рядом нет;
- 7-12 месяцев: ребенок боится громких звуков (фен, пылесос, музыка и пр.), незнакомых людей, перемены обстановки, переодеваний, высоты и даже беспомощности в неожиданной ситуации. Данный период характеризуется повышенной чувствительностью к тревоге. В 8 месяцев отмечается страх перед появлением чужих людей, он является предпосылкой к развитию страха одиночества.
- 1-3 года: ребенок боится громких звуков, разлуки с родителями, любых незнакомых людей, засыпания и пробуждения, природных явлений – грома, града и пр., а также травм. К двум годам отмечено значительное усиление страха перед засыпанием, особенно это касается мальчиков, что связано с частыми ночными кошмарами. Созревают у детей в данный возрастной период и новые страхи – в кошмарных сновидениях начинают появляться вымышленные персонажи – Бармалей, волк и пр.
- 3-5 лет – дети боятся больших, непонятных и угрожающих объектов, например, Мойдодыра, неожиданные события, например, появление младшего ребенка в семье, развод родителей или смерть близкого родственника. Также дети переживают об исчезновении или передвижении внешних объектов, боятся страшных снов, нападения бандитов, огня и пожара, болезни и операции, природных стихий, ядовитых животных. Часто в период с трех до пяти лет встречается триада страхов: одиночество, темнота и замкнутое пространство. При этом у детей, имеющих возможность регулярно общаться со сверстниками. Именно на данном возрастном этапе идет формирование чувств – любви, сочувствия, нежности. Также формируется чувство общности – понятие «мы», некоторых этических категорий, включая чувство вины и сопереживания.
- 5-7 лет: дети боятся зловещих существ (ведьм, призраков и пр.); страшных сновидений и смерти; потери родителей или бояться потеряться сами; одиночества, школьные страхи – несоответствие образу «хорошего» ребенка и ученика, страх оказаться хуже всех в коллективе. Страх физического насилия. В шесть лет дети могут переживать о своем будущем, думать о том, что он может быть не красивым или не удачливым. В семь лет у детей отмечается мнительность, они боятся опоздать, изменения планов на поездку или покупку чего-либо. Социализация способствует появлению страха смерти, нападения, пожара, войны, страха не оправдать ожиданий родителей, не выполнить социальных требования.
- 7-8 лет: дети боятся темных мест – чердака, подвала и пр.; реальных катастроф; что их перестанут любить окружающие – родители, учителя, ровесники и пр.; боятся опаздывать в школу, исключения из школьной и домашней жизни и непринятия в школе; физического насилия и наказания, плохих оценок, ошибок в обучении, недовольства родителей и учителей, одиночества; судьбы, сглаза, потусторонних сил.
- 8-9 лет: детей одолевает страх неудач в игре или школе, лжи и плохих поступков, обнаруженных окружающими, физического насилия, ссор с родителями, потери родителей.
- 9-11 лет: период боязни неудачи в школе или секциях; болезни, некоторых животных, высоты, быстрых вращений, опасных людей (хулиганов, воров, наркоманов и пр.).
- 11-13 лет: дети начинают бояться странных поступков, неизлечимых заболеваний и смерти, собственной привлекательности, сексуального насилия, демонстрации собственной глупости, критики со стороны взрослых, потери личных вещей, непонимания учебного материала, неуспеваемости, контрольных, насмешек учителей и одноклассников, семейного неблагополучия.
- 13-14 лет: дети боятся отстать в учебе, насмешек в школе, болезни и смерти родных, непонимания и конфликтов с родителями, непонимания и насмешек со стороны взрослых. Внешней непривлекательности, неуспеха, непохожести на других, несостоятельности, страха будущего и судьбы, потусторонних сил.
- 15-17 лет: дети боятся реальных вещей – будущего, армии, конфликтов и непонимания со стороны взрослых, отвержения сверстниками; внешней непривлекательности, несостоятельности, сексуальных проблем, оказаться смешным, попасть в затруднительное положение.
Коррекция детских страхов
В выяснении причин детских страхов и их преодолении помогают методики, базирующиеся на типичных особенностях детской психики.
- Рисование – одна из основных методик преодоления страха. В соответствии с данной методикой, ребенок получает тему для рисования (семья, детский сад, школа и пр.) и небольшое дополнение – нарисовать свой страх. Источник страха можно определить по расположению фигур, цвету, четкости линий. Дети, которым рисование не интересно могут слепить поделку на заданную тему. Обычно дети боятся лепить или рисовать предмет своего страха, поэтому нужно проявить внимание и терпение. Нельзя настаивать, если ребенок не хочет рисовать свой страх. Стоит предложить это в другой раз. Выяснив причину страха, нужно предложить ребенка изобразить ее смешной. Провести беседу и проанализировать рисунок вместе с ребенком. Во время рисования или лепки, нужно вести себя так, чтобы ребенок чувствовал со стороны ребенка защиту, счастье и любовь.
- Чтение или придумывание сказок – подходит для детей от пяти лет и старше. Сказки подбирают и сочиняют с учетом детского страха. Необходимо попросить ребенка самого придумать конец и преодолеть тем самым страх.
- Музыкальная терапия – предполагает использование классической музыки, оказывающей успокаивающее действие. Больших успехов можно добиться, совмещая музыку с танцами. Ребенок знакомится с красотой музыки и учится выражать эмоции посредством движений.
- Цветотерапия. Необходимо оформить детскую комнату в спокойной цветовой гамме.
Замечание 1
Детские страхи нужно вовремя предотвращать, поэтому родителям в профилактике детских страхов, отведена ведущая роль.