Аналитическое психологическое течение считается психодинамическим направлением, оно было основано швейцарским психологом и культурологом Карлом Густавом Юнгом. Это течение является родственным психоаналитической школе, хотя в некоторых моментах существенно отличается. Аналитическое психологическое течение осмысляет и интегрирует мотивации и глубинные силы, которые стоят за поведением человека, при помощи исследования феноменологической особенности снов, фольклорных и мифологических традиций. Это течение основывается на представлениях существования бессознательного личностной сферы, которое выступает в качестве источника целительной силы и развития самобытности личности. Основой данного течения является коллективное бессознательное, где отражается антропологический, этнографический, религиозный материал и культурно-исторические сведения, рассмотренные Юнгом в контексте биологического эволюционирования и культурно-исторической изменчивости, и которое нашло явное проявление в психическом функционировании человека.
С точки зрения отличия от естественно-научной методики экспериментального психологического направления, аналитической психологической школой рассматривается не абстрактно изолированный индивид, а индивидуальная психика как опосредованная культурным форматом и теснейшим образом связанная с коллективной психической сферой.
За единицу анализа психической сферы Карл Юнг взял категорию архетипа как надперсональную врожденную модель переживаний, мышления и восприятия на самых разных психических уровнях индивида, таких как:
Архетип обладает сильной энергетикой и это обусловлено тем, что он реализует либидо - универсальную психическую энергию, которая в противовес либидо Зигмунда Фрейда не содержит собственную определенную окраску (к примеру, сексуальную), а может владеть различными проявлениями в самых разных сферах жизнедеятельности индивида. В ходе личного изучения собственной психической сферы, то есть анализа, личность встречает свое бессознательное посредством понимания знаков, которые встречаются в любой сфере жизнедеятельности:
Язык символов бессознательной сферы необходимо понимать и исследовать, привлекая мифологические, этнологические, религиозные данные. Открытость и внимание к этой деятельности способно гармонизировать жизнедеятельность личности.
Карл Юнг описывает экстравертную (направленную в основном на внешнее окружение) и интровертную (направленную на внутреннюю, субъективную деятельность) установки и 4 главных психических назначения (интуиция, ощущение, мышление, чувство), по функции которых в индивидуальной психической сфере можно выделить личностные типы.
Бессознательное как категория.
Аналитическое психологическое направление основывается на соображении того, что существует индивидуальная сфера бессознательного как мощное составляющее духовного мира человека. Постоянное контактирование сознательной и бессознательной сферы в личностной психической сфере нужно для ее цельности.
Аналитической психологией различается личное (или индивидуальное) бессознательное и сфера коллективного бессознательного.
Коллективное бессознательное как категория.
Сфера коллективного бессознательного состоит из архетипов, единых для всех индивидов. А это значит, что в ходе обособления появляются знаки, которые напрямую не относятся к непосредственной опытности конкретных людей. Такие содержания выступают в качестве ответа на вечные вопросы: для чего человек существует, можно ли избежать смерти, что называется счастьем. Различные категории актуализируются и интегрируются человеком.
Для правильного представления идеи Юнга о коллективном бессознательном, необходимо разобраться в сущности каждого архетипа.
Знаки коллективной бессознательной сферы - это ДНК души человека. Всем людям присуща единая физиологическая преемственность и одинаковая физическая структура (к примеру, две ноги, две руки), то же самое можно сказать о прирожденных психологических наклонностях, существующих в качестве архетипов, которые образуют сферу коллективного бессознательного.
В противопоставлении с объективной действительностью субъективный круг символов невозможно зафиксировать количественными методиками изучения. Его можно открыть посредством исследования символических взаимоотношений человеческого душевного пространства:
Карл Юнг на протяжении всей своей жизнедеятельности открывал и пытался проникнуться коллективным бессознательным, он был убежден, что конкретные символы имеют место во всех культурных традициях, и каждой отдельной личности.
Архетип как категория.
Впервые в своем труде "Инстинкт и бессознательное" Карл Юнг употребляет термин психологический архетип. Такие знаки, согласно его понимания, являются прирожденными многогранными прообразами мыслей, и они используются для интерпретирования итога наблюдения. Самовоспоминания и взаимосвязи, которыми символ окружен носит название комплексов. К примеру, комплекс материнства имеет связь с символом материнства. Архетипы исследовались Юнгом с позиции психологических органов в соответствии с телесными органами, потому что и одни другие обладают морфологическими задатками, которые проявляются в процессе развития.
Самость как категория.
Самостью представлен символ порядка, который является центральной частью единой сознательной и бессознательной душевной сущности индивида, он принципиально объединяет и отграничивает их от остальной действительности.
Категория тени.
Тенью является бессознательная комплексность, под которой имеются ввиду ослабленные, удаленные, отстраненные сознательные признаки человека. Аналитическое психологическое направление обозначает созидательную и деструктивную области тени личности. Деструктивный аспект - это та сущность, которую индивид не может принять в самом себе. К примеру, личность, считающая себя доброй, теневыми качествами имеет цинизм и жестокость. А конструктивная сторона - это хорошие и продуктивные свойства личности. Это так называемое золото тени. Согласно теории Юнга, личность обращается с категорией тени при помощи четырех методов: отрицания, проекции, интеграции, трансформации.
Категория анимы и анимуса.
Анимусом и анимой называются архетипы, имеющие половую принадлежность - мужскую и женскую.
Категория самореализации и невротизма.
Человеку присуща прирожденная необходимость самореализовываться, она и толкает его к обнаружению и интегрированию отброшенного материала. Такая естественная деятельность носит название индивидуация, то есть формирование самобытности.