Психологическая война - способ воздействия на военную силу или население другой страны с помощью знаний, умений и методов психологии для достижения преимущества и использования его в борьбе с противником.
Сам термин «психологическая война» относится исключительно к XX веку, хотя многие способы и приемы психологического давления люди начали использовать еще в древние времена. Впервые термин «психологическая война» был употреблен английским ученым Д. Фуллером в 1920 году, по отношению к военным операциям его стал использовать американец Э. Захарис. Позднее данное понятие дополнилось еще «информационной войной». К 90-м годам уже сложилось понимание о стратегическом информационном противоборстве.
К самым первым методам психологической войны стоит отнести попытки устрашить противника с помощью свирепых кличей, устрашающей раскраски, специальных шумовых эффектов (удары о щиты копьями или мечами, использование барабанов, вой рогов и т.д.), распространение слухов и прокламаций.
Одним из первых примеров умелого использования психологической атаки продемонстрировал персидский царь Камбис, который приказал своим воинам в сражении с египтянам взять на руки или привязать к щитам кошек. В Египте кошки почитались как священные животные, потому воины не осмелились стрелять в подступающего противника. Так персам удалось победить хорошо организованное войско. Кроме того, в древности использовались такие психологические приемы, как воздействие на обоняние. Осажденные крепости или другие помещения, где засел неприятель, забрасывались сильнодействующими веществами, например, комками дымящегося войлока, который издавал при горении нестерпимый запах. Другим вариантом было перебрасывание на территорию осажденного города трупов животных или людей, умерших от чумы. Этот способ можно признать уже комбинированным, т.к. проникновение заразы практически гарантировало эпидемию внутри города. Кроме того, эффективным психологическим приемом был обстрел с катапульты и трибушетов противника отрубленными головами товарищей.
Психологические приемы ведения войны складывались стихийно, порой интуитивно, фрагментарно использовались полководцами, однако вскоре они стали составлять некую цельную систему, прочно входя в боевую практику, иногда выделяясь в качестве самостоятельного средства ведения войны, в том числе и как основное оружие. Так же способами психологического воздействия были проникнуты все дипломатические переговоры и другие формы международного сотрудничества.
Знания о средствах психологического воздействия возникали на основе общих философских и психологических представлений, ценностях и достижениях культуры, характере и мировоззрении народов. Постепенно в арсенале военных был создан целый набор психологических приемов, которые включали в себя:
В основе психологического воздействия лежит процесс коммуникации как средство обмена представлениями, установками, идеями и т.д. С точки зрения американского исследователя Лассуэлля модель коммуникативного процессе включает в себя следующие элементы:
Эффективность воздействия будет зависеть от качества всех компонентов. Даже дна и та же информация, но переданная разными людьми, будет по-разному воспринята. Так, наибольшей степенью убеждения обладают лица таких социальных групп, как ученые, политики, крупные специалисты в своих областях, деятели культуры. Влияет и скорость передачи сообщения. Так, установлено, что человек не воспринимает информацию, заключенную в предложение, состоящее более чем из 13 слов, которые произносятся без паузы на протяжении 5-6 секунд и проговариваемых со скоростью 2,5 слов в секунду.
Сообщение должно строиться по определенной схеме. Прежде всего излагается та информация, которая сразу же должна заинтересовать реципиента. То, что способно вызвать эмоциональный отклик, например, факты определенного рода или суждения, должны располагаться в середине послания. Те факты, которые идут первыми, лучше запомнятся. Обращение, совет, требование следует сообщать в конце. При этом подготовка способа коммуникативного воздействия должна идти при учете таких важных параметров, как:
Западная система психологической войны, прежде всего американская, выявили ряд принципов психологической войны. Прежде всего, это принцип приоритетности - рассмотрение использования информационно-психологических средств воздействия не только как самостоятельный вид оружия, но и наиболее предпочитаемое средство для достижения своих целей и задач.
Принцип пропонгированности заключается в использовании психологических средств задолго до начала активных боевых действий, а также после их окончания.
Принцип массированности состоит в использовании самых разнообразных и всех доступных средств воздействия для оказания наибольшего эффекта.
Специалисты выделяют две модели органов психологической войны. Так, западная модель (США, Франция, Швеция, Турция, Бельгия и др.) заключается в том, что органы не имеют постоянной организационной штатной структуры, а образуются по модульному принципу, в то время как в восточной модели (Россия, Сирия, Ирак, Китай, Северная Корея) эти подразделения являются постоянной штатной единицей и имеют свою оргструктуру.