Разница в воображении мужчины и женщины


Разница в воображении мужчины и женщины

Представления о гендерных различиях

Представления о значительности различий между мужчинами и женщинами являются одним из наиболее устойчивых социальных стереотипов. Вместе с тем в современном обществе для которого характерны процессы эмансипации и выстраивания равноправных отношений между мужчинами и женщинами практически во всех сферах социальной жизни, данные различия уже не носят столь жесткого и категориального характера, как например, еще пятьдесят или тем более сто лет назад, а разница между двумя представителями одного пола может превышать разницу между гендерами.

Рассматривая причины гендерных различий многочисленные исследователи выявили следующую тенденцию – чем выше уровень функциональной организации индивида, тем меньше различий на нем выявляется. Наиболее явные различия присутствуют на анатомо-физиологическом уровне, в виде особенностей строения тела, распределения соотношения жировой и мышечной ткани, работы гормональной системы и т.д. Однако уже на уровне анатомии и физиологии коры головного мозга половые различия невелики. Они связаны прежде всего с его массой (у мужчин мозг в среднем тяжелее), а также плотностью и числом взаимосвязей между нейронами, которая выше уже женщин.

Рассматривая психологический уровень исследователи отмечают практически полное отсутствие различий, которые имели бы врожденный или биологически детерминированный характер. К их числу можно отнести:

  • более ранее и лучшее развитие речевой деятельности и вербальных способностей у девочек, которое нивелируется к подростковому возрасту;
  • преимущество мальчиков в развитии счета и математических способностей, которое также нивелируется к пубертатному периоду;
  • худшее развитие способностей к ориентировке на местности, а также по карте у женщин.

Вместе с тем, в действительности между мужчинами и женщинами отмечается множество различий в деятельности разнообразных психических процессов, однако они носят социально-обусловленный характер, а потому жестко не закреплены за полом как таковым, а являются отражением специфики представлений о гендере в той или иной культуре и могут значительно варьироваться в различных регионах.

Пример 1

Так, например, большая эмоциональная экспрессия, лабильность и яркость переживаний, традиционно воспринимая как женская черта, в противовес мужской сдержанности, чёрствости и самоконтролю, является характерной приметой европейской культуры. В восточной традиции, в частности в Японии, мужчина также свободен в выражении своих чувств, мужской плач не является зазорным, а напротив, свидетельствует о глубине и силе его чувств, при этом уровень эмоционального самоконтроля женщин превышает таковой у европеек.

Понятие воображения

Определение 1

Воображение – это психический процесс, обеспечивающий формирование новых образов на основании пережитого опыта и знаний личности.

В различных концепциях воображение рассматривается как один из познавательных процессов, либо как сквозной процесс, участвующей в различных видах психической активности, однако в обоих случаях его функциональная нагрузка остается примерно одинаковой.

Замечание 1

Воображение тесно связано с восприятием и мышлением. Восприятие создает базу образов от которой отталкивается воображение, при этом в нее входят не только сенсорные образы, но также образы переживаемых эмоций, совершаемых действий и т.д.

Мышление в свою очередь предоставляет воображению информацию о возможных свойствах и связях предметов и объектов, создавая возможности для их «склеивания», гиперболизации, аналогии, переноса, а с другой стороны нуждается в воображении, как способе предвосхищения будущего результата и способа действия, переживания планируемого будущего в настоящем, для его подробного анализа и разбора.

Замечание 2

В своем развитии воображение продвигается от непроизвольных форм, таких как грезы, фантазии, видения и сны, к управляемой деятельности направленное либо на воспроизводство уже известных элементов опыта (например, чтение карт и чертежей, представление целостных образов на основании словесных описаний), либо на творческую, продуктивную активность, т.е. создание субъективно и объективно новых элементов опыта и реальности – художественных образов, научных и технических решений и т.д.

При этом в качестве сенситивных периодов, на протяжении которых происходит наибольший прогресс в развитии воображения, принято выделять детство и подростковый возраст. В детстве с трех до шести лет, большие возможности развития воображения связаны с тем, что ребенок с одной стороны уже способен проявляться самостоятельную как двигательную, так и умственную активность – придумывать и организовывать игры, минимизируя помощь и участие взрослого, а с другой еще недостаточно освоил социальные нормы, правила, стереотипы, которые оказывают регламентирующее воздействие на содержание его фантазий. В детстве развитие воображения идет еще вне явной гендерной специфики, так как сама гендерная идентификация и усвоение поло ролевых стереотипов поведения еще только начинается и происходит на достаточно низком уровне.

Гендерная специфика воображения

Развитие воображения, как и любого другого психического процесса, происходит в рамках усвоения конкретной культурно-исторической среды и процесса социализации, который безусловно предполагает взращивание гендерной специфики индивида.

В современном обществе гендерная специфика начинает прививаться ребенку фактически с момента его рождения – розовый конверт для девочек, а голубой для мальчиков, выбор цветовой гаммы одежды, постельного белья, первых игрушек, производство специфических гигиенических средств для мальчиков и девочек, предполагает постепенное закладывание представлений о специфике полов. Хотя индивидуальные различия в развитии гендерной идентичности ребенка весьма велики и зависят от воспитательной политики родителей.

Особенности воображения вытекают из специфики других психических процессов, с которыми оно тесно связано. Прежде всего это:

  • особенности эмоциональной сферы, которой уделяется больше внимания при воспитании девочек;
  • различия в восприятии информации – ориентации мужчин на сенсорную, а женщин на вербальную составляющую;
  • различия в переработке информации – образность мышления женщин и абстрактность мышления мужчин;
  • особенности воспитания воли и самоконтроля, которым больше внимания уделяется при воспитании мальчиков.

Как результат женское воображение носит в большей степени непроизвольный и воспроизводящий характер, отличается высокой яркостью, силой, разнообразием и нереалистичностью образов. Так на основании небольшого числа данных (случайных оговорок, чужого волоса, непривычного запаха) воображение женщины способно нарисовать яркую и убедительную картину, которая легко захватит ее сознание.

Мужское воображение менее разнообразно, оно носит более произвольный и продуктивный характер, ориентировано на решение задач, продуцирование вариантов решения и детализации целей деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :