Высшие психические функции – это сложные психические процессы, которые формируются в течении жизни, являются социальными по происхождению, опосредованными по психологическому строению и произвольными способу осуществления.
Высшие психические функции являются одним из центральных понятий современной психологии, которое ввел в отечественную психологию Выготский Л.С.
К высшим психическим функциям относят:
Важнейшая характеристика ВПФ – опосредованность их разного рода психологическими орудиями, так называемыми знаковыми системами, которые представляют продукт длительного общественно-исторического развития человечества.
Ведущая роль среди всех психологических орудий принадлежит речи; в связи с этим речевое опосредование ВПФ является наиболее универсальным способом их формирования.
Психические процессы являются одной из групп психических явлений, которые объединяются по своему функциональному назначению в целостную структуру психики.
Отличительными чертами психических процессов являются:
Произвольность – индивид самостоятельно управляет своими психическими функциями, то есть сам ставит цель и задачи. По способу осуществления ВПФ являются произвольными. Благодаря опосредованности, индивид может осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможные результаты и анализируя собственный опыт, корректируя поведение и деятельность.
Опосредованность – использование некоторых средств. Опосредованность ВПФ отражается способами их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладению знаками – основной компонент опосредованности. Слова, образы, числа и иными возможными опознавательными приметами определяется смысловая перспектива постижения сущности на уровне единства абстрогирования и конкретизации. Она социальна по происхождению. ВПФ определена их происхождением. Они могут развиваться только при взаимодействии людей друг с другом.
Развитие ВПФ
Выготский выделил несколько законов формирования ВПФ:
Интериоризация – процесс формирования внутренней структуры человеческой психики через усвоение внешней социальной деятельности и присвоение жизненного опыта, становление психических функций и развитие в целом.
Речь возникла при общении во время трудовой деятельности. Первыми словами обеспечивалась организация слаженных совместных действий. Это были слова-указания (возьми, сделай, принеси). Позже человек начал обращать слова указания на самого себя, то есть говорить «встань» и вставать. Эти отношения перешли в отношения с самим собой, то есть на интрапсихологический уровень. Переход интерпсихических отношений в интрапсихические сопровождался процессом интериоризации, то есть превращением средств-знаков (зарубок, узелков) во внутренние (образы). Иными словами, по Выготскому, интериоризация – это переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану ее существования. Интериоризация осуществляется в процессе формирования и развития внешних и внутренних отношений личности. Сначала в качестве формы взаимодействия между людьми – на интерпсихической стадии. Далее – в качестве внутреннего явления – не интрапсихической стадии. Ярким примером процесса интериоризации является процесс обучения ребенка мыслить и говорить.
Стадии интериоризации
В онтогенезе выделено 3 стадии интериоризации:
Экстериоризация – процесс перехода действия из внутреннего плана во внешний, превращение внутреннего психического действия во внешнее. Так же это понятие подразумевает переход действия из внутренней и свернутой формы в развернутое действие.
Человек, в отличие от животного, рождается и живет в предметном мире, созданном общественным трудом, а также в мире людей, с которыми он вынужден вступать в различные отношения. Иными словами, человек живет в мире культуры, в том числе исторической, в мире культуры, которая сама себя создавала и продолжает это делать в настоящее время. С самого начала это воздействует на формирование психических процессов человека. Естественные рефлексы любого ребенка претерпевают существенные изменения под воздействием обращения с предметами.
Рефлекс – это некоторая закономерная целостная стереотипная реакция организма на изменения, произошедшие во внешней среде или внутреннем состоянии, осуществляемая с обязательным участием центральной нервной системы.
Рефлекс обеспечивается объединением афферентные, вставочных и эфферентных нейронов, из которых состоит рефлекторная дуга. Рефлекс является приспособительной реакцией, которая всегда стремится восстановить равновесие, нарушенное из-за меняющихся условий среды. На характер рефлекторной реакции влияет две особенности раздражения: сила стимула и место, на которое он воздействует. Рефлекторные реакции стереотипны, то есть организм проявляет одну и ту же ответную реакцию на повторное воздействие раздражителя на тот же участок тела.