Ведущая деятельность – это тип деятельности ребенка, развитием которой определяются наиболее важные изменения психических процессов и психологических особенностей его личности.
Ведущей деятельностью младенца первых 6 месяцев жизни является эмоциональное общение со взрослыми. В этой деятельности происходит психологическое развитие ребенка, и формируются новые типы деятельности. Общение проходит несколько стадий:
К 4-5 месяцам общение становится избирательным. Средствами общения выступают экспрессивные действия – движение, улыбка и пр.233
Ситуативно-личностное общение воздействует на развитие психики младенца:
Эмоциональное общение со значимыми взрослыми стимулирует развитие познавательной активности младенца, направленную на окружающие предметы.
Ощущение, восприятие. У ребенка второго месяца жизни начинается формирование и совершенствование зрительного сосредоточения. К 3 месяцам ребенок может задерживать взгляд на предмете 7-8 секунд. Со 2 месяца появляется способность различать простейшие цвета. На 3-4 месяце дети воспринимают формы предметов, особое внимание уделяют изогнутым предметам. Слуховые и зрительные способности практически не отличаются от таких у взрослых.
Ребенок может долгое время сосредотачиваться на разглядывании, правильно связывая слуховые и зрительные впечатления. Идет активное развитие пространственного восприятия.
В 4 месяца ребенок не просто видит предметы, он смотрит. С 6 месяцев отмечается активный интерес ребенка к цветам, при сенсорном голоде может отмечаться развитие синдрома «белого потолка». К 8-10 месяцам у ребенка изменяются впечатления, он начинает воспринимать предметы в качестве чего-то существующего в пространстве. Впечатления становятся образами восприятия.
Внимание изначально является реакцией сосредоточения. Оно стимулирует развитие познавательного отношения к окружающему. Проявлением внимания стимулируется формирование более сложных поведенческих форм и типов деятельности.
Память проявляется запечатлением и узнаванием. Первым из явлений памяти начинает проявляться узнавание – в 3-4 месяца ребенок уверенно узнает лицо матери или взрослого, который за ним ухаживает, в любое время дня.
Проявляется ассоциативный тип памяти. В 8 месяцев появляется воспроизведение. Оно функционирует «внутри» восприятий и ощущений.
В первую очередь идет развитие образной, двигательной и эмоциональной памяти, а к одному году формируются предпосылки для развития словесного типа памяти.
Мышление – становление двигательных и сенсорных процессов – это основа проявления изначальных форм наглядно-действенного мышления. К 1 году у ребенка проявляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Формирование наглядно-действенного интеллекта, критерием которого выступает использование одних действий как средств для достижения других.
Речь – у ребенка начинается проявление интереса к речи взрослого. В период с 1,5 до 4 месяцев у ребенка появляются короткие звуки, которые являются спокойным повествованием – гуканьем. В первые 6 месяцев идет формирование речевого слуха, причем сам ребенок также издает звуки – гулит.
К 6-7 месяцам значительно усложняются формы и средства диалога. Плачь ребенка приобретает ряд не существовавших до этого оттенков. Плач от страха или дискомфорта существенно отличается, как плач-призыв или плач-сочувствие. После шести месяцев, ребенок начинает произносить звуковые сочетания – лепет. К концу первого года жизни он уже понимает 10-20 слов, а также реагирует на их и умеет произносить несколько слов. То есть, начинается формирования автономной речи.
Идет развитие инициативного употребления осмысленных слов. Формируется прочная связь между предметом и названием этого предмета.
Эмоциональное развитие – на 2-м месяце жизни ребенок начинает узнавать маму. Начинает формироваться «комплекс оживления» - эмоционально-продолжительная сенсомоторная реакция младенца на близкого взрослого. Проявляется формированием первой социальной потребности – потребностью общаться.
В 3-4 месяца у ребенка формируется ряд эмоциональных состояний: удивление, тревожность (в случае физического дискомфорта), расслабление после удовлетворения потребности. Ребенок улыбается знакомым лицам, но если видит незнакомца – теряется. Улыбка, которая выражает положительные эмоции, появляется позже крика. В 7-8 месяцев отмечается резкое усиление беспокойства при виде незнакомца. В 7-11 месяцев у ребенка формируется «страх расставания» - грусть или испуг, если мама уходит. Плач становится выражением разного рода неудобств и страданий.
Новообразования – становление автономной речи. Ходьба представляет собой новообразование младенческого возраста, которое знаменует собой разрыв старой ситуации развития. Впервые у ребенка разделяется единая социальная ситуация «мы», то есть не мама теперь ведет ребенка, а ребенок ведет маму туда, куда он хочет.
Божович Л.И. считает, что новообразование – это мотивирующие представления, возникающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которые его потребности «кристаллизуются».
Кризис первого года характеризуется всплеском самостоятельности ребенка и отсутствием условий для ее удовлетворения, то есть формируются аффективные реакции.
Идет процесс раздробления единой социальной ситуации «мы» посредством развития ходьбы. У ребенка формируются новые взаимоотношения с родителями.
Кризису одного года характерно освоение речевого действия. Кризис проявляется аффективностью.
Выготский Л.С. считал, что кризисные симптомы проявляются гипобулическими реакциями, которые протекают как эмоциональный взрыв. Ребенок требует удовлетворить свое желание, но сталкивается с сопротивлением взрослых, он разочаровывается, а как результат у него формируется аффективное поведение.