Понятие ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ)
Определение 1
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, у которых выявлены разного рода отклонения психического или физического развития, обуславливающие нарушения в общем развитии, но при этом дети могут вести полноценный образ жизни.
К синонимам данного понятия можно отнести следующие определения: «дети с проблемами», «дети с особыми потребностями», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». К этой группе могут быть отнесены как дети-инвалиды, так и не признанные инвалиды, но имеющие определенные ограничения жизнедеятельности.
Таким образом, дети с ОВЗ – это некоторая группа детей, которая требует к себе повышенного уровня внимания и особого воспитательного подхода.
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
К наиболее общим закономерностям развития психических процессов детей с ОВЗ относят:
- неравномерность развития – разного рода психические функции, свойства и образования развиваются у ребенка неравномерно: каждая из них проходит подъем, стабилизацию и спад. Например, резкие перепады развития познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте;
- гетерохронность развития, то есть асинхронность – несовпадение по временным рамкам фаз развития отдельных функций и органов;
- неустойчивость развития – развитие всегда проходит ряд неустойчивых периодов. Наиболее ярко данная закономерность отмечается в кризисные периоды детского развития;
- сенситивность развития. Сенситивные периоды развития – это периоды, когда психические функции наиболее восприимчивы к внешним воздействиям, особенно влиянию обучения и воспитания. Процесс развития необратимый и непрерывный;
- кумулятивность развития – предполагает накопление некоторого количества изменений, которые приводят в итоге к формированию нового качества. Например, последовательное развитие и становление наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, при которых каждая следующая форма мышления формируется на основании предшествующей и включает ее в себя;
- дивергентность-конвергентность развития. Дивергенция – это повышение разнообразия в ходе психического развития, а конвергенция – это сужение разнообразия и усиление избирательности;
- внутренние механизмы развития – это объединение процессов дифференциации и интеграции, которые выделяются в структуре системы, проходящей стадию формирования, новых компонентов (дифференциация), а также сочленение сформированных компонентов с уже имеющимися (интеграция).
Спонтанное развитие страдает значительно сильнее, по сравнению с направленным. При этом, на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно доминировать по сравнению с направленным. Это связано в первую очередь с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется затруднением самонаучения через подражание.
Процесс подражания может серьезно осложниться основным нарушением – патологией зрения, слуха, эмоциональных расстройств и пр.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Основными особенностями психического развития детей с ОВЗ являются:
- низкий уровень развития восприятия – проявляется необходимостью большего количества времени на прием и переработку сенсорной информации;
- недостаточность формирования пространственных представлений – дети с ОВЗ зачастую неспособны осуществить полноценный анализ формы, устанавливать симметричность и тождественность частей конструируемых фигур, располагать конструкции на плоскости, соединять их в единое целое;
- неустойчивость и рассеянность внимания, затруднения в переключении ребенка с одного типа деятельности на другой. Это вызвано недостаточным уровнем развития интеллектуальной активности детей, несовершенными навыками и умениями самоконтроля, недостаточным развитие чувства ответственности и интереса к учению;
- ограничение объема памяти, преобладание кратковременной памяти над долговременной, механической над логической и наглядной над словесной;
- снижение познавательной активности, замедляется скорость переработки информации;
- мышление – в большей степени развито наглядно-действенное мышление, по сравнению с наглядно-образным особенно словесно-логическим;
- снижена потребности общаться как со сверстниками, так и со взрослыми;
- не сформирована игровая деятельность. Игровые сюжеты обычны, способы общения в игре и игровые роли скудны;
- в речи отмечаются нарушения функции речи, либо все компоненты языковой системы не сформированы;
- отмечается низкая работоспособность из-за повышенной утомляемости, в связи с возникновением у детей такого явления, как психомоторная расторможенность;
- отмечена несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений и учебной мотивации. В связи с чем у детей проявляется недостаточный уровень сформированности психологических предпосылок к овладению целостной системой навыков учебной деятельности. Появляются затруднения в формировании учебных умений – в планировании предстоящей работы, определении возможностей и методов по достижению учебной цели, контролировании деятельности, умении работать в заданном темпе.
Все названные выше особенности психики детей с ОВЗ вызывают затруднения адаптации ребенка в обществе. Идет замедление процессов усвоения и воспроизведения полученного социального опыта и затруднения в построении межличностных отношений.
Знание особенностей психического развития детей с ОВЗ позволяет более детально изучить специфику их развития и правильно выстроить коррекционную помощь.
Замечание 1
Особенно сильно нарушения в развитии личности выражены в том случае, если коррекционная работа была начата поздно, или социальное окружение ребенка неблагоприятное, либо если в родительских установках изменения неадекватные или незначительные. Всеми этими обстоятельствами ослабляется способность личности активно приспосабливаться к жизни и реализовать имеющиеся собственные возможности.