В психологической науке понятие возраста состоит из нескольких категорий:
В реальности рассмотренные составляющие возраста по отдельности совпадают не всегда.
Выделяют несколько стадий развития психики человека в зависимости от хронологического возраста:
0-1 год – оральная стадия – эрогенной зоной выступая слизистая рта и губ. Ребенок испытывает удовольствие во время сосания молока, а при отсутствии пищи – при сосании пальца, соски или какого-либо предмета. Помимо бессознательного «Оно» начинается формирование «Я».
1-3 года – анальная стадия – эрогенная зона переносится на слизистую оболочку кишечника. Идет формирование опрятности, аккуратности, скрытности и агрессивности. Возникает масса запретов и требований, в результате чего в личности ребенка идет формирование последней третей инстанции «Сверх-Я», воплощающей социальные нормы, внутреннюю цензуру и совесть.
3-5 лет – фаллическая стадия – высшая ступень детской сексуальности. Ведущая эрогенная зона переходит на гениталии. Если до этого возраста детская сексуальность направлялась ребенком на самого себя, то теперь дети начинают испытывать сексуальное влечение к взрослым людям. Эдипов комплекс – любовь мальчиков к матери и комплекс Электры – любовь дочери к отцу. Это период максимально строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
5-12 лет – латентная стадия – отмечается временное прерывание сексуального развития ребенка. Влечения, которые исходят из «Оно», начинают хорошо контролироваться. Сексуальные переживания детей вытесняются, интересы ребенка переходят на общение с друзьями, обучение в школе и пр.
12-18 лет – генитальная стадия – соответствует непосредственному половому развитию ребенка. Все эрогенные зоны объединяются, отмечается стремление к нормальному сексуальному общению.
Данный тип периодизации основывается на существенных критериях и признаках: социальной ситуации развития, ведущей деятельности и центральном возрастном новообразовании. Однако вопрос о выделении основной ведущей периодизации развития психических процессов и на сегодняшний день актуален. Так как ни одна из представленных на сегодняшний день периодизаций не подтверждена конкретными результатами изучения психического развития человека.
Социальная ситуация развития – это некоторое сочетание того, что было сформировано в психике ребенка и тех отношений, которые установились у ребенка с окружающей социальной средой.
Понятие ведущей деятельности впервые ввел Леонтьев Алексей Николаевич, он понимал под данным термином деятельность, которая на данном возрастном этапе оказывает максимальное воздействие на психическое развитие.
Всю психическую деятельность людей следует рассматривать как смену разных типов деятельности. Выделяют следующие типы деятельности и новообразований.
Новообразование – такие качественные психические особенности, которые проявляются впервые на данном возрастном этапе.
Младенчество (0-1 год) – ведущая типом деятельности выступает эмоциональное общение ребенка со значимым взрослым. Новообразование: ходьба, начало речевого общения. Социальная ситуация развития: ребенок осваивает нормы отношений между людьми в обществе.
Ранний возраст (1-3 года) – ведущей деятельность являются манипуляции с предметами. Новообразование – внешнее "Я сам" по Выготскому. Социальная ситуация развития – ребенок усваивает способы взаимодействия с окружающими предметами.
Дошкольный возраст (3-7 лет) – ведущей деятельностью выступают ролевый игры. Новообразование: появление произвольного поведения. Социальная ситуация развития: ребенок осваивает социальные нормы и взаимные отношения между людьми.
Младший школьный возраст (7-11 лет) – ведущим типом деятельности выступает учебная деятельность. Новообразование: все психические процессы, кроме интеллекта приобретают произвольность. Социальная ситуация развития: ребенок осваивает знания, активно развивается интеллектуально-познавательная деятельность.
Средний школьный возраст, подростковый (11-15 лет) – ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение, реализуемое в учебной и иных типах деятельности. Новообразование – появление чувства взрослости, формирование представления о себе не как о ребенке. Социальная ситуация развития – ребенок осваивает нормы и отношения между людьми.
Старший школьный возраст (период ранней юности) – 15-17 лет. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность, личностное и профессиональное самоопределение. Социальная ситуация развития: юноша осваивает профессионально-трудовые умения.
Поздняя юность или ранняя зрелость (18-25 лет) – ведущей деятельностью является трудовая деятельность, индивид переходит к полностью самостоятельному образу жизни, не зависящему от взрослых. Новообразование – профессиональное обучение. Социальная ситуация развития – индивид осваивает профессионально-трудовые умения.