Несформированность психических процессов


Несформированность психических процессов

Несформированность психических процессов

Определение 1

Психические процессы – это действия, которые происходят в голове человека и отражаются динамически изменяющимися психологическими явлениями: ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением, речью и пр. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Психическим процессам свойственны следующие динамические характеристики: длительность и устойчивость.

Определение 2

Парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ) – это характеристика неравномерности развития отдельных сторон психической деятельности. Развитие детей с несформированностью ВПФ значительно отличается от процесса развития детей, имеющих истинную задержку психического развития.

Парциальная несформированность высших психических функций и процессов имеет некоторые принципиальные отличия. Наиболее ярким, основным отличием детей с несформированными психическими процессами от детей, имеющих разного рода задержанное развитие, выступает то, что в данном случае невозможно говорить только о задержке развития. Опыт многих лет показывает, что дети этой категории развивают по принципиально иному пути, чем дети с истинной задержкой психического развития.

Пути развития двух названных групп детей расходятся еще в раннем детстве и продолжают расходиться в течение всего периода дошкольного детства, а если не приняты серьезные специфические коррекционные меры, то такое расхождение продолжается и в школьном возрасте. Такие дети не могут «догнать» своих сверстников ни к окончанию начальных классов, ни позже.

Замечание 1

В дальнейшем симптоматика несформированности когнитивного звена ВПФ принимается за особенности эмоционально-личностного развития, которые позже рассматривают в качестве иных вариантов дизонтогенеза. Например, как разные типы дисгармоний или, в наиболее тяжелых случаях – в качестве тотального недоразвития.

Группы парциальной несформированности высших психических функций

Несформированность ВПФ подразделяется на несколько групп:

  • преимущественная несформированность регуляторного компонента;
  • преимущественная несформированность вербального и вербально-логического компонента;
  • несформированность смешанного типа.

С точки зрения диагностики и коррекции, таким разделением отражается специфика проблем детей и определяется направление психологической коррекционной работы, а также участие других специалистов в процессе помощи ребенку.

Замечание 2

Парциальная несформированность высших психических функций регуляторного компонента отличается импульсивным поведением, двигательной и речевой расторможенностью. Отмечается быстрая потеря интереса к выполняемой деятельности. Дети испытывают затруднения при освоении программного материала. При этом физические параметры развития остаются соответствующими возрасту ребенка.

Кроме импульсивности в любом типе деятельности, в том числе и в игре, отмечается невозможность контролировать и регулировать поведение ребенка. У него преобладают игровые интересы, хотя и в игре такой ребенок обычно конфликтен и недостаточно критичен. Может отмечаться нарушение в развитии крупной и мелкой моторики, детей отличает неловкость и неуклюжесть, также они затрудняются в понимании сложных речевых конструкций.

Замечание 3

Отличительная черта развития познавательной сферы – несформированность произвольности высших психических функций, причем не столько элементарных (память, внимание), сколько высших (контроль и программирование), то есть непосредственно регуляторных процессов. Дети способны выполнять познавательные задачи, соответствующие их возрасту, при достаточном уровне внешней организации деятельности и жестком контроле.

Общая структура и пропорции парциальной несформированности отдельных базовых составляющих неравномерна, среди них отмечается несформированность произвольной регуляции психической активности, начиная с затруднений при удержании двигательной программы, а зачастую и с произвольной регуляцией силы мышечного тонуса.

Формирование пространственный представлений нарушается в основном на уровне вербальных представлений, что вызывает затруднения в понимании отдельных пространственных и пространственно-временных речевых конструкций.

В случае неблагоприятного стечения обстоятельств возможно развитие девиации по двум направлениям:

  1. нарастание по мере взросления проблем, связанных с недостаточностью операциональной стороны мыслительной деятельности, гностических функций, особенности фонематического восприятия и мнестических функций. Утяжеляется ситуация недостаточной сформированностью произвольной регуляции собственной деятельности;
  2. девиация состояния в направлении группы асинхронного развития, то есть нарастают поведенческие реакции вплоть до патохарактерологических реакций, которые сначала носят компенсаторный характер, а с возрастом вызывают патологическое формирование целостной личности.

Парциальная несформированность смешанного типа часто является промежуточным вариантом развития. Эта категория детей наиболее сложная для дифференциальной диагностики.

Детям данного типа развития свойственен достаточно низкий уровень адаптационных возможностей, общее снижение активности и ориентировочных реакций. Зачастую в связи с утомлением начинает проявляться импульсивность, как в общем рисунке поведения, так и в процессе выполнения предлагаемого задания.

В ходе обследования дети этой категории отличаются адекватным поведением, быстрой утомляемостью, потерей интереса и критичности к результату собственной деятельности. Процесс обучения новой деятельности и перенос ее на аналогичный материал замедлен. К особенностям когнитивного развития относят в первую очередь недостаточное развитие операциональной стороны мыслительной деятельности, включая параметры внимания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :