Моторика и воображение


Моторика и воображение

Двигательное воображение

Определение 1

Воображение – это психический процесс создания новых образов, на основании опыта и знаний личности.

Традиционно воображение рассматривается через призму познавательных процессов, в одном ряду с ощущением, восприятием, мышлением и памятью. Подобный подход подчеркивает важную роль воображения в рамках познания окружающего мира, усвоения и преобразования поступающей ребенку сенсорной информации, представлений о социальных нормах и стереотипах, культурных и этнических образов, научных знаний. Однако в подобной трактовке остается совершенно нераскрытым более широкий, сквозной характер процесса воображения, которое охватывает не только когнитивную сферу психики, но также эмоциональную и двигательную.

Создание образа собственного тела и овладение его возможностями, совершенствование умелости ребенка связано с развитием моторики. Под мелкой моторикой традиционно понимают разнообразные действия, совершаемые пальцами и кистями рук, крупная моторика предполагает движения конечностей или тела целиком.

Оба вида моторики имеют первостепенное значение не только при развитии физической сферы ребенка, но также и психологической. Формирование навыков мелкой моторики, таких как овладение писчим инструментом – кистью, карандашом, ручкой; завязывание узлов; плетение; печать; игра на музыкальных инструментах и т.д. тесно связано с развитием интеллекта, процессов мышления, восприятия и воображения.

Замечание 1

При развитии крупной моторики Запорожец выделяет специфический этап овладения движением, который заключается в представлении этого движения, формировании представлений о возможностях и вариантах выполнения движения в условиях конкретной ситуации. Именно этот компонент Запорожец называет двигательным воображением. Роль двигательного воображения состоит в том, что у ребенка складывается тесная связь, хорошее понимание и контроль собственного тела, возможность свободно варьировать и изменять свои движения, а не следовать жестко заученных схемам, которые даются на уроках по физической культуре.

Двигательное воображение предполагает подключение к моторному компоненту психологического, момента рефлексии собственного движения, его оценки как со стороны личности самого ребенка, так и со стороны внешнего наблюдателя, в данном случае воображаемого. Т.е. ребенок учится анализировать собственное поведение со стороны, оценивать, как оно выглядит, на что похоже, что оно выражает.

Упражнения по развитию двигательного воображения

Развитие двигательного воображения, как составной части двигательной активности ребенка и его способности по контроля собственного тела, может происходить исключительно в рамках упражнения двигательной активности личности. Однако главный акцент при подобном упражнении делается не на скорость, силу, выносливость или соответствие шаблону, при выполняемых действиях, а проявлению творческой экспрессии, индивидуальности и способности оценить и соотнести свои и чужие действия.

Существует ряд упражнений для развития двигательного воображения:

  • ходьба, бег, прыжки;
  • ползание и лазание;
  • равновесие.

Базовым элементом упражнений является принятие игровой роли – хождение как часовой, прыгание как лягушка и т.д. Помимо индивидуального выполнения возможно создание группового образа – поезд, змея, волна с взаимных ускорением и замедлением, переходом с шага на бег, прыжки и т.д. При ходьбе центральное внимание уделяется осознанию походки, детям предлагается попробовать различные варианты походки – уверенную, усталую, раздраженную, раскрывается важность данной характеристики человека. При беге ключевым элементом является вживание в роли ведущего и ведомого (вожак и стая), либо убегающего и преследующего (кошки-мышки). При прыжках внимание обращается на ощущение полета, парения и приземления на различные поверхности.

Ползание с отыгрышем различных ролей – реки, гусеницы; проползание между и под предметами, переползание друг через друга, как изучение необычного способа перемещения, непривычных ощущений от взаимодействия с полом, предметами. Лазание как ощущение высоты и земного притяжения.

Упражнения на удержания равновесия могут выполняться при ходьбе по различным предметам с вхождением в игровую ситуацию (пересечение ручья в брод, перепрыгивание пропасти по камням и т.д.), а также с сохранением равновесия различных предметов (путешественник с мешком, ношение кувшина на голове). Сохранение равновесия при стойках на одной ноге (цапля), либо при кручении на двух ногах (флюгер, пропеллер).

Приемы развития воображения в мелкой моторике

Развитие мелкой моторики также обеспечивает совершенствование процессов воображения ребенка. Одной из наиболее доступных форм развития мелкой моторики на протяжении всего детства, с раннего возраста выступает рисование. Традиционное рисование, выполняемое кистью, карандашом, мелками позволяет ребенку научиться не только правильно держать инструмент в руках и управлять его движением, но также освоить нажим, эффекты совмещения цветов, познакомиться с цветами и красящими материалами. Вместе с тем возможности перенесения внутренних образов ребенка на бумагу за счет традиционных инструментов весьма ограниченны из-за некоторой сложности их овладения. Однако существует множество приемов нетрадиционного рисования, которые расширят представления ребенка как о работе с цветом и изображениям, так и о возможностях создания и воплощения новых образов.

К числу таких приемов можно отнести:

  • пальчиковую живопись, при которой вместо кисти используются сами пальцы ребенка;
  • кляксографию, предлагающую найти подходящий образ под случайную кляксу и доделать его;
  • граттаж, т.е. процарапывание рисунка на уже покрытой краской поверхности, своеобразный рисунок наоборот;
  • раздувание краски, при котором капли краски раздуваются через соломинку или трубочку от сока.

Возможно, как получение клякс, так и более направленных образов. Развивается контроль дыхания и работа легких ребенка, расширяется представление о возможностях тела.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :