Мозг и психические процессы Лурия


Мозг и психические процессы Лурия

Функциональная асимметрия больших полушарий

Определение 1

Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга – это различное по своему характеру, а также и неравное по значимости участие полушарий головного мозга человека в реализации основных психических функций, что носит парциальный, а не глобальный характер.

В разных системах характер ассиметрии может отличаться. Выделяют три типа ассиметрии:

  • моторную;
  • сенсорную;
  • психическую.

Каждый из названных типов асимметрии разделяется на ряд парциальных видов. В структуре моторной асимметрии, например, можно выделить мануальную, или ручную, ножную, глазодвигательную, оральную и другие типы. Среди всех типов моторной асимметрии ведущей считают ручную, но остальные типы асимметрий, а также их взаимосвязь с ручной на сегодняшний день изучены не до конца. Сенсорными формами асимметрии являются:

  • зрительная;
  • тактильная;
  • слуховая;
  • обонятельная и пр.

Психическими асимметриями являются асимметрия мозговой организации речевых и иных высших психических функций (интеллектуальных, персептивных и мнестических).

Каждой конкретной форме функциональной асимметрии характерна определенная степень и мера. С учетом количественных показателей, можно выделить сильную или слабую, то есть моторную или сенсорную асимметрию. Чтобы точно охарактеризовать степень выраженности того или иного типа асимметрии некоторые авторы используют показатель коэффициента асимметрии. Поэтому парциальные характеристики должны дополняться количественными данными.

Современная нейропсихология имеет два основных направления в вопросе изучения межполушарной асимметрии мозга:

  1. Экспериментальное изучение специфики нарушения отдельных (вербальных и невербальных) функций психики, в случае поражения симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Определить формы нарушения высших психических функций в случае левостороннего или правостороннего очагов поражения помогает ряд нейропсихологических симптомов, проявляющихся при поражении только одного из полушарий.
    Пример 1

    Например, звено отсроченного воспроизведения материала, подлежащего запоминанию, в основном связано с работой левого полушария, а непосредственное воспроизведения связано с работой правого полушария.

  2. Сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, которое возникает в случае поражения симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Данный путь в нейропсихологии традиционный, что обусловлено тем, что изначально нейропсихологическая синдромология развивалась на материале анализа особенностей нейропсихологических синдромов, которые возникают в случае поражения разных структур левого полушария.

Отличие левополушарных синдромов от правополушарных в нейропсихологии очевидно, но при точной качественной квалификации и точной количественной оценки нарушений разных высших психических функций, которые возникают при поражении правополушарных структур, встречаются также и трудности, связанные с разработкой новых теоретических представлений, а также новых методов, соответствующих сформулированному вопросу функциональной специфичности правого полушария.

Нейропсихологические методы диагностики в первую очередь адресуются на произвольные, осознанные и опосредованные речевой системой уровни реализации высших психических функций. Но, анализируя правополушарные синдромы, во многих случаях необходимо использовать новые методические приемы, призванные выявлять характер реализации функций на непроизвольном или автоматизированном уровнях.

Межполушарное взаимодействие

Межполушарная асимметрия – это лишь одна грань вопроса функциональной специализации полушарий. Еще один крайне важный вопрос этой проблемы – изучение процессов межполушарного взаимодействия, рассматриваемого как основа для реализации высших психических функций.

Межполушарное взаимодействие изучено не так подробно, как межполушарная асимметрия. В рамках взаимодействия наиболее интересны данные о «расщепленном мозге», то есть, затрагивающих психические функции пациентов с перерезанными комиссурами, объединяющими оба полушария.

Замечание 1

Впервые модель «расщепленного мозга» со всей очевидностью продемонстрировала, что оба полушария головного мозга представляют собой единый орган, а также что функционировать каждое полушарие может только в полноценном их взаимодействии.

Клиника локальных поражений головного мозга содержит информацию о возникновении нарушений межполушарного взаимодействия, когда поражено мозолистое тело и другие спаечные структуры, объединяющие два полушария. Это может быть вызвано опухолью, кровоизлиянием и пр.

Симптомы поражения мозолистого тела в целом очень сходны с симптомами синдрома расщепленного мозга. Специально проведенное исследование больных, имеющих частичное рассечение мозолистого тела (в связи c операцией по удалению артериовенозных аневризм, локализующихся в области мозолистого тела) продемонстрировали ряд отличий в нарушениях высших психических функций после проведения операции на переднем, среднем и заднем отделах мозолистого тела.

Все больные с частично перерезанным мозолистым телом характеризуются явлением аномии, то есть не могут называть предметы, которые воспринимаются левой половиной поля зрения или левой рукой. Также они полностью игнорируют левую половину тела, левую половину зрительного пространства, а также отмечается дископия – дисграфия.

Замечание 2

Особенность последствий частичной перерезки мозолистого тела заключается в нарушениях межполушарного взаимодействия только в одной модальности (зрительной, слуховой или тактильной). На морально-специфический характер этих нарушений оказывает воздействие объем и место перерезки волокон мозолистого тела (переднего, среднего или заднего отдела).

При перерезывании задних отделов мозолистого тела отмечается возникновение тактильной аномии в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой. При условии сохранности называния этих же объектов, в ситуации ощупывания их правой рукой. Это можно объяснить разобщением задних отделов больших полушарий.

Таким образом, проведенные исследования продемонстрировали, что каждый из этапов психической деятельности реализуется правым или левым полушарием головного мозга, которые находятся в постоянном взаимодействии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :