Воображение представляет собой сквозной психический процесс, который проявляется в рамках любой психической активности, в виде создания новых образов предполагаемого, либо желаемого будущего. Воображение позволяет личности перенестись по субъективной линии времени в будущее и пережить некоторый опыт, чтобы затем критически оценить его и откорректировать собственные действия.
Процесс воображения связан с созданием новых образов, которые базируются на уже накопленном опыте и совокупности знаний личности. Данная особенность воображения проявляется в том, что оно формируется несколько позже остальных психических процессов и во многом следует за ними в своем развитии. Всего в настоящее время выделяют шесть возрастных этапов развития воображения:
На первом этапе воображение как таковое еще не сформировано. В младенческом и раннем детском возрасте закладываются и проявляются отдельные элементы воображения в рамках других психических процессов – восприятия и мышления. Это способность воспринять целостный образ по его неполному или неточному изображению, возможность мысленного оперирования с предметами (сравнения размера, формы, цвета) без физического взаимодействия с ними.
Второй этап характеризуется складыванием воображения как самостоятельного процесса. Значительную роль в его выделении играет речь, значительно расширяющая как базу опыта и знаний ребенка о мире, так и способов к взаимодействию с ним. Воображение развивается в рамках игры – ведущего вида деятельности детства. Одним из его знаковых проявлений является использование заместителей, т.е. предметов и игрушек которые выполняют роль совершенно других объектов (спичечный коробок – кровать, спичка – волшебная палочка и т.д.).
На третьем этапе происходит расширение сферы действия воображения за пределы игровой ситуации. Так в ручном труде ребенок учится конструировать и удерживать образ конечного результата, предвосхищать последствия своих действия. В эмоциональной сфере воображение помогает распознавать и сопереживать чужим эмоциям, вставать на позицию другого и т.д. Однако воображение все еще носит непроизвольный, стихийный характер, его образы обладают большой яркостью, могут захватывать ребенка целиком и иногда пугать (бабайка, страхи в темноте и т.д.).
В дошкольный период ребенок делает первые шаги к волевому контролю собственного воображения, он активно использует воображение для сочинения рассказов и историй, появляются первые мечты, как желаемые образы будущего («Хочу стать космонавтом!»). Младший школьный возраст характеризуется значительной перестройкой воображения, как и всей когнитивной деятельности в результате смены вида деятельности на учебу. Воображение вовлекается в решение учебных задач, становится произвольным и творческим.
Пубертатный возраст является кризисным и поворотным для развития всей психической жизни личности и воображения в том числе. Психическая жизнь подростка становится глубоко личностной, он переориентируется с познания мира на познание самого себя, через интимно-личностное общение со сверстниками, и последующий поиск своего места в этом мире.
Воображение также перестраивается на решение новых задач. Исследователи выделяют две основных линии развития воображения в пубертате:
Первая линия связана с возросшими возможностями подростка в проявлении творческих способностей, в сравнении с детским периодом. Существенная база знаний, впечатлений и опыта, позволяет подростку совершать попытки создания самостоятельных творческих продуктов, художественных решений. Направленность творческой деятельности может быть самой разнообразной в зависимости от склонностей самого подростка. От написания стихов, как хрестоматийного способа самовыражения подростков, до попыток самостоятельного решения вечных проблем науки (создания вечного двигателя) и т.д. Необходимость творческого самовыражения также обусловлена стремлением подростка выделиться среди сверстников, привлечь внимание и получить одобрение.
Если творчество ориентировано на социум, то фантазирование представляет собой внутреннюю, интимную деятельность подростка, образы которой он стремится сохранить в тайне и делится лишь с самыми близкими ему людьми. Основной формой фантазии выступает мечта. По сравнению с детской мечтой, подросток представляет образ желаемого будущего гораздо конкретнее и реалистичнее, он не только эмоционально привлекателен, но и наполнен конкретными атрибутами – деньги, машина, поклонники, успешная карьера и т.д. Однако у подростка еще нет четкого представления как именно он будет продвигаться к своей мечте. С одной стороны, это может направить его на путь бесплодного фантазирования, при котором воображение утекает за рамки реальности в область грез, и подросток начинает убегать от окружающих в свой внутренний мир. С другой стороны, наличие мечты может толкать подростка на поиск путей ее достижения, анализ и перебор вариантов действий, которые в конечном итоге могут воплотиться в стратегии жизненной самореализации.
Хотя воображение играет значимую и позитивную роль в формировании личности и ее последующем функционировании, у некоторых подростков, в следствии болезненности самого пубертатного периода, неразвитости механизмов социального взаимодействия и преодоления стресса, различных отставаний и отклонений в развитии, воображение может использоваться как механизм дезадаптивной защиты личности.
Одной из форм такой защиты является уход от реального мира в мир фантазий, связанный с неспособностью подростка выстроить взаимодействие со сверстниками, либо пережить некоторое травмирующее обстоятельство. При этом круг общения подростка сокращается, он может начать избегать коммуникации даже с родными, предпочитая чтение книг, игры, просмотр фильмов, что только углубляет его проблемы во взаимоотношении с социумом.