Анализ воображения


Анализ воображения

Понятие воображения

Определение 1

Воображение – это психический процесс создания образов на основании перекомбинации опыта, знаний и впечатлений личности.

Воображение представляет собой достаточно сложный и разнообразный феномен, который проявляется и участвует в самых различных психических процессах. Непроизвольное воображение сопровождает различные виды деятельности личности рисуя перед ней субъективные картины достигнутого результата, желаемого или наоборот избегаемого будущего. Как правило непроизвольное воображение активизируется в ситуациях ожидания или монотонии, когда несмотря на моторную занятость сознание личности остается «пустым». Также непроизвольное воображение активно включается при распредмечивании различных объектов – игре, восприятии произведений искусства и художественного творчества. В данной ситуации оно как бы «оживляет» воспринимаемые события выделяя в них те элементы которые находят наибольший эмоциональный отклик со стороны личности. Сновидения и бредовые переживания также является деятельностью пассивного воображения.

Воспроизводящее воображения является обязательным компонентом любой практической или мыслительной деятельности субъекта. Воспроизводящее воображение помогает представить в деталях необходимую цель и результат деятельности, элементы процесса ее достижения, оценить и скорректировать планируемую деятельность. Кроме того, воспроизводящее воображение выполняет функцию «дешифровки», когда при восприятии чертежа, схемы, словесного описания, отдельных признаков или следов, перед субъектов вырисовывается полноценный образ самого объекта или ситуации.

Наиболее «ощутимым» с бытовой точки зрения является творческое воображение. Продуктивное воображение представляет собой сознательное конструирование субъективно и объективно новых образов, для решения самых разнообразных задач. Продуктивное воображение выступает основой всей творческой активности личности, в любой сфере деятельности – искусства, науки, изобретательства и т.д. Данное воображение не только представляет собой наибольший интерес для исследователей, но также и наибольшие возможности.

Так как процесс воображения часто не осознается, либо слабо осознается личностью, то основным объектом анализа, по которому может происходить изучения воображения выступают его продукты. Большинство методик направлено на изучением продуктов именно творческого воображения.

Анализ продуктов деятельности

Одним из классических методов исследования воображения выступает анализ продуктов деятельности. Данный метод предполагает исследование продуктов творческой деятельности личности, а также ее самоотчетов в виде дневников, записей, заметок, писем. В основе данного метода лежит представление о механизме проекции, т.е. переложении на внешний, творческий продукт внутренних характеристик и особенностей личности. С точки зрения воображения наибольший интерес для исследователя будут представлять такие характеристики продукта, как:

  • разнообразие и степень реалистичности используемых образов,
  • яркость, эмоциональная сила и уровень детальной проработки образов,
  • смысловая глубина и разветвленность анализируемого продукта,
  • выявление типичных проявлений – личностных, когнитивных, мотивационных, характерологических черт, оказавших влияние на процесс воображения,
  • анализ произведения в историческом контексте, т.е. выявление представлений о том, какое влияние оказали на процесс создания продукта знаковые исторические события и как они отражены в нем.

Одним из методов анализа текстов выступает контент-анализ. Данный метод относится к качественно-количественным, т.е. он позволяет учесть индивидуальную специфику произведения и при этом представить ее в количественном виде доступном для математической обработки. Контент-анализ ориентирован в первую очередь на смысловое содержание текста, в его ходе выделяются интересующие исследователя единицы, подсчитывается частота их встречаемости, возможные сочетания между собой, что позволяет составить представление об особенностях его автора, его мировоззренческой позиции.

Диагностика воображения

Наиболее распространенным способом анализа воображения в современной исследовательской практике является использование разнообразных тестовых методик. Всего можно обозначить четыре основных диагностических направления:

  • тестологическая оценка продуктивности;
  • оценка оригинальности выполнения традиционных видов деятельности;
  • тестологическая оценка способности к опредмечиваюнию неизвестных и несуществующих предметов;
  • самооценка продуктов воображения.

Как и в случае с анализом продуктов деятельности оценка воображения производится по результатам его творческого проявления, однако данные результаты производятся за время самого исследования в строгих, стандартизированных условиях, под воздействием определенной инструкции и стимульного материала. Формы творческого продукта могут быть самыми разными – текстовыми, графическими, интеллектуальными и т.д. Между тем стандартизация условий исследования воображения дает двоякие результаты. С одной стороны, она позволяет сравнивать результаты участников между собой, с другой может угнетающе воздействовать на творческую активность личности. Особой деликатности со стороны экспериментаторов требуют исследования с участием детей, т.к. при благоприятном контакте их воображение оказывается более ярким и продуктивном, а при межличностном неприятии, ребенок может замкнуться и не проявить никакой активности.

Оценку воображения наиболее часто производят по времени выполнения, яркости, разнообразию, необычности образов. К числу наиболее часто используемых методик для диагностики воображения можно отнести:

  • Зрительно-пространственный тест Айзенка;
  • Метод трех слов;
  • Тест Роршаха;
  • Опросник Шиана;
  • Методики вербальная и невербальная фантазия;
  • Тест «Круги Торренса»;
  • Методика «Незаконченный рисунок».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :