Физическое воспитание выступает неотъемлемым компонентом целостной системы воспитания и развития личности, и может рассматриваться одновременно с двух сторон – как непосредственная тренировка и развитие физических качеств и моторики, и как специфическая форма опыта социального взаимодействия.
Совмещение данных двух пластов осуществления физического воспитания оказывает обширный эффект не только на физическое становление личности, развитие ее способности управлять собственным телом, закреплению моторных качеств, а также укрепления здоровья, но также и на целостное психическое развитие личности, начиная от складывания разнообразных психических процессов, заканчивая интегральными уровнями самосознания, характера и собственно личности.
В своем двигательном аспекте физическое воспитание предоставляет личности опыт функционирования в стрессовых и напряженных условиях, опыт преодоления усталости, преодоления физических порогов и наблюдения за совершенствованием собственных физических качеств. Его переживание укрепляет самооценку и уверенность личности в себе и собственных компетенциях, воспитывает такие качества как смелость, выносливость, в том числе психологическая, упорство, способность переносить боль и т.д.
Как элемент социальной реальности физическая подготовка содержит значительный оценочный компонент который связан как с конкуренцией с другими участниками, так и с оценкой со стороны значимого лица – тренера. Психологические переживания, связанные с преодолением собственной усталости, поражений, страха перед соревнованием, способность выступить против более сильного соперника, равно как и радость победы, похвалы, уважения со стороны других участников, выступают мощными стимулами для развития эмоциональной, волевой, мотивационной сферы личности, складывания таких качеств как целеустремлённость, самоконтроль, агрессивность и т.д.
Многочисленными авторами подчеркивается теснейшая связь между физическим и умственным развитием в процессе физического воспитания. Данная связь выражается в благотворном воздействии системы физического воспитания на развитие и выработку когнитивных способностей личности, в качестве основных факторов которого можно выделить:
Физическая активность, организованная в рамках воспитательного процесса улучшает общие условия в которых протекает психическая деятельность, а именно активизирует кровоснабжение головного мозга, повышает выносливость и устойчивость нервной системы, что благотворно сказывает на осуществлении когнитивных функций.
Необходимость освоения новых физических упражнений, навыков и приемов, приводит к образованию дополнительных связей между когнитивными и моторными отделами, расширяются представления о физических возможностях и управляемости тела. По мере усвоения навыков физические действия переносятся на внутренний план в психическую реальность в качестве мыслительных приемов.
Решение разнообразных физических задач, в том числе соревновательного характера, необходимость взаимодействовать в команде и принимать правильные решения развивает такие качества когнитивных процессов как скорость, концентрация, устойчивость, совершенствует оценочные и прогностические функции. Освоение сложных навыков и приемов, а также понимание и разработка стратегии выполнения физических задач и командных игр, стимулирует развитие аналитических возможностей психики, стратегического мышления.
Центральное место в формировании психологических качеств в процессе физического воспитания занимает развитие волевых способностей личности. Воля как способность личности целенаправленно управлять и контролировать собственное поведение, осуществлять мобилизацию ресурсов организма для преодоление препятствий на пути к цели, является одним из наиболее значимых психологических качеств для спортсмена.
В рамках физического воспитания выделяют ряд задач связанных с развитием волевых качеств:
Центральным аспектом развития воли в рамках физического воспитания является преодоление трудностей, которое обязательно должно носить систематический характер и выполняться личностью осознанно, а не в рамках внешнего принуждения. Трудности в физическом воспитании могут носить самый разнообразный характер – это и внешние трудности, связанные с объективной сложностью разучиваемого и выполняемого упражнения, преодолением неблагоприятных условий среды, в которых могут проходить занятия, внутренние трудности связанные с преодолением чувства усталости, порога, болевых ощущений, а также психологические трудности, связанные со страхом публичных выступлений, соперничества, спортивных поражений.
Сама система физических упражнений, выраженная в регулярном повторении нагрузок с их постепенным возрастанием, служит естественной основой для формирования волевых качеств, однако необходимым является включение также специальных заданий и ситуаций, связанных с проявлением воли занимающихся.