Гуманистическое направление психологии возникло в 60-х годах прошлого века, как ответ доминирующим на тот момент в американской психологии дефицитарным психологиям – психоанализу и бихевиоризму.
Это научное противостояние во многом определило содержание гуманистической теории. Прежде всего гуманистическая психология выступает против редукционистского, дефицитарнго подхода, сводящего все многообразие психической жизни к ответным реакциям на стимулы среды или активности бессознательных инкстикнтов.
В центре гуманистического подхода находится личность переживающая и осознающая, которая детерминируется из настоящего и будущего и сама выступает источником собственной активности и регулятором поведения.
Гуманистическая психология критически рассматривает позицию согласно которой норма личности определяетс способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде. Личность, напротив, стремится не к адаптации, а к развитию, которое сопряжено с дестабилизацией, нарушением равновесия, преодолением проблем.
Особый протест вызывает у гуманистической парадигмы тенденция ставить в центр изучения патологическую личность с психическими и поведенческими расстройствами, а затем переносить ее черты на здорового человека. Гуманистическая психология выдвигает принцип изучения здорового человека, раскрытия позитивной психологии личности не отягощенной заболеваниями, а напротив самоактуализировавшейся, достигшей наивысшего состояния фукнционирования психики.
Изучение полноценно функционирующей личности невозможно без учета жизненного контекста ее развития и деятельности, без исследования особенностей ее переживания и целостного характера. Все эти требования ставят под сомнения естественно-научный подход, который тяготеет к количественному измерению отдельных качеств в искусственно-созданных, экспериментальных условиях. Гуманистическая психология открыто становится на сторону гуманитарной парадигмы предполагая качественное изучение личности с помощью биографического метода, анализа продуктов деятельности, интервью.
Основные принципы гуманистической теории описывают ее взгляды на природу личности и человека:
Основная терапевтическая школа гуманистической психологии – клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса, начала формироваться еще в 40-х годах. Изначально Роджерс работал в психоаналитической традиции, однако восприятие пациента, как больной неполноценной личности, которая нуждается в лечении, дистанцирование терапевта от пациента , привели его к пониманию необходимости строить терапевтический процесс на иных началах.
Первоначально концепция Роджерса носила название недирективной терапии, что отражало изменение взглядов на взаимоотношение в системе «терапевт-пациент». Термин пациент был заменен на клиент, под которым понималась личность обладающая необходимыми ресурсами для самостятельного изменения, решения проблемы. Отношения между терапевтом и клиентом выстраивались на равных, терапевт больше не довлел в процессе консультации, у клиента появлялась возможность высказать свои переживания, отреагировать эмоции не боясь их негативистичной интерпретации со стороны трапевта.
В дальнейшем эта система получила развитие и была переименована в клиент-центрированную терапию. Ее основной принцип заключается в том, что клиент сам выступает главной движущей силой терапевтического процесса, он способен к решению своей проблемы, главная задача терапевта – это создать условия, в которых клиент сможет безопасно раскрыться, осознать себя и свои переживания, обрести собственную самость, отказавшись от навязанных ожиданий других людей относительно собственной личности.
Главными качествами терапевта выступают безусловное принятие, эмпатия и когруэнтность, как способность быть самим собой и открыто выражать свои эмоции на консультации.
Гуманистическая педагогика разрабатывалась в рамках гуманистического направления, одним из ее основоположников выступал К. Роджерс. Он перенес основные положения клиент-центрированной терапии на педагогическую плоскость. В частности в системе «ученик-педагог» центральная роль переносится с учителя на ученика. Именно ученик должен определять содержание, темпы, направленность своего обучения, самостоятельно регламентировать свое поведение и взаимоотношения с другими учениками. Задача учителя создать благоприятную атмосферу способствующую раскрытию личности ученика, принимать его таким, какой он есть во всей полноте проявленийего личности.
Роджерс настаивает, что главная цель педагогики и школы это не создание системы знаний и развитие интеллекта, а развитие личности. Реализация подобной цели предъявляет жесткие требования к учителю, так как он должен уважать самого себя и с уважением относиться к собственным ученикам, не выступая по отношению к ним как критик и судья, проявлять творческий подход, способствовать самосознанию учеников не навязывая им требований и ожиданий, идти на риск не знаю итогов развития каждой конретной личности.
Реализация целей гуманистической педагогики достигается за счет соблюдения трех принципов: