Пубертатный период традиционно рассматривается в качестве наиболее тяжелого и кризисного, как с бытовой, так и с психологической точки зрения. Ряд исследователей даже склонны интерпретировать весь подростковый возраст как длительный, перманентный кризис, который имеет периоды спада и обострения в своем течении, однако заканчивается лишь при переходе к юношеству.
Вместе с тем кризисность и неоднозначность подросткового периода обусловлены его высокой значимостью в развитии личности, в данный период человек активно исследует и познает не столько окружающий мир, сколько самого себя, можно сказать, что он осознает себя в новом гораздо более сложном качестве, чем в период детства.
Весь переходный возраст представляет собой один длительный поиск самого себя, своих убеждений, качеств, особенностей, ценностей и собственного места в этом мире.
Данный поиск не может осуществиться внутри подростка сам по себе, так как человек, его психика развивается лишь через практику, и этой практикой становится общение со сверстниками, в первую очередь, а также активное познание окружающего социального мира, испытание его на прочность, сходное с тем, как трехлетний ребенок испытывает на прочность систему запретов и ограничений предъявляемых родителями.
Кризисность данного периода для самого подростка связана с целым комплексом проблем и переживаний, которые он должен решить по мере его прохождения.
К наиболее распространенным проблемам можно отнести:
Подросток неосознанно ищет ориентиры, образцы как в своем социальном окружении, так и в мире в целом и постоянно сравнивает себя с ними. Данное сравнение является необходимым для развития самопознания подростка, однако оно выступает источником его низкой самооценки, неуверенности и непринятия себя, так как результаты данного сравнения в большинстве случаев оказываются не в пользу самого подростка.
Подросток не обладает еще достаточной степенью критичности, чтобы отделить образ любимого героя, либо демонстративное поведение сверстников, от их реальной личности, трезво сопоставить собственные и чужие возможности.
Любая неудача, даже если она имеет место в сознании самого подростка, больно ранит его самолюбие, а в сочетании с эмоциональной лабильностью, обусловленной бурным гормональным фоном способна погрузить подростка в бездну отчаяния и самобичевания.
Попытки выхода подростка из данной ситуации, повышения собственной самооценки, поиск уверенности в себе и принятия собственной внешности не редко становятся причиной различных рисковых форм поведения, и даже формирования девиаций, психических расстройств.
Ориентируясь на значимых других подросток может начать употребление алкоголя, табака, наркотических веществ, которые не только «сравняют» его с другими участниками компании, но и дадут временное ощущение уверенности, храбрости, силы, связанное с эффектом опьянения.
Неприятие собственной внешности подталкивает подростков к различным экспериментам не ограничивающихся использованием субкультурного стиля одежды, прически, пирсинга и т.п. Подростковый возраст является наиболее рискованным для развития различных расстройств пищевого поведения, таких как анорексия, булимия, неконтролируемое переедание. Развитие анорексии, которое длительное время может тщательно скрываться от членов семьи, в 30% случаев может привести к смертельному исходу.
Подростковый возраст является наиболее социально активным и контактным, общение с другими людьми, сверстниками, авторитетными лицами более старшего возраста, является естественной потребностью подростка которую он стремится удовлетворить.
Однако очень часто подросток сталкивается с неприятием, агрессией, насмешками, отвержением со стороны своих сверстников, которые обусловлены низкой коммуникативной компетентностью и сверстников, и самого подростка, неспособностью адекватно выражать свои переживания, страхи, неприязнь, рефлексировать причины собственных поступков и эмоций.
Подросток и без того страдающий от низкой самооценки и неуверенности ищет источники безопасного общения, что приводит к увлечению социальными сетями, мессенжерами, онлайн-играми, в которых подросток получает возможность выстроить тот образ себя и линию поведения, которая ему хочется, а всех «неудобных» собеседников просто заблокировать. Данное увлечение также может приобретать патологические формы зависимости.
Практическая психология не способна сделать подростковый период безболезненным или спокойным, однако, многие подростки нуждаются в помощи психологов и психотерапевтов, при формировании психологических зависимостей, попадании в психотравмирующие ситуации, переживании депрессивных состояний и т.д.
Еще большее число подростков нуждается в самих психологических знаниях и элементарных практических умениях, которые позволят им лучше понимать себя, процессы которые происходят с ними, а также управлять собственным поведением, эмоциональными переживаниями, оказывать поддержку своим сверстникам.
Приобщение к практической психологии в подростковый период может быть организовано различными способами: