Само понятие психологической защиты было введено в научный оборот З. Фрейдом в конце девятнадцатого века, а подробное описание первого защитного механизма – вытеснения, было опубликовано в 1926 году в книге «Торможения, симптомы и тревожность». Фрейд понимал психологические защиты как врожденные, инстинктивные и бессознательные механизмы, которые устраняют негативные переживания, связанные с психотравмирующими ситуациями из сферы Я.
Вместе с тем теория психологических защит получила бурное развитие. Данный феномен рассматривается, уточняется и углубляется в трудах многих психоаналитиков – А. Фрейд, К.Г. Юнга, К. Хорни, А. Адлера, Э. Фромма, а также за пределами психоаналитической школы, в рамках гуманистического направления (К. Роджерс) и экзистенциальной психологии (В. Франкл).
Особенностью теории психологических защит, логично вытекающей из самой научно-исследовательской традиции психоаналитического направления, является ее сильная раздробленность, расхождение единого представления на множество частных концепций, которые в определенной степени противоречат, но в по большей части дополняют и обогащают друг друга. Всего различными авторами выделено к настоящему времени около пятидесяти различных психологических защит и составлено множество их классификаций, ни одна из которых не является исчерпывающей и не может претендовать на роль общепризнанной.
Под влиянием концепции психологических защит произошло формирование представлений о защитных механизмах психики вообще, которые помимо собственно защит включают в себя и другие механизмы, а также личностные свойства и характеристики, направленные на оберегание личности от негативных переживаний, борьбу со стрессовыми факторами и их предупреждение.
Среди личностных свойств, наиболее часто связываемых с защитными механизмами психики можно выделить:
Тревожность – это свойство личности, характеризующее тенденцию воспринимать жизненные ситуации, как потенциально или реально угрожающие здоровью и благополучию человека.
Тревожность играет значимую роль в системе адаптационных и защитных механизмов личности. Слабая выраженность данного свойства приводит к недооценке опасности, развитию рискованных форм поведения, нарушению контакта с реальностью. Напротив, чрезмерно выраженная тревожность, практически парализует деятельность личности, провоцируя гипертрофированный рост психологических защит, самоконтроля, негативно влияя на инициативность и спонтанность человека.
Самоконтроль выражается в способности распознавать и управлять своими эмоциональными состояниями, а также поведенческими реакциями. Способность различить и вербально охарактеризовать аффективные переживания создает возможности для их конструктивного выражения, в том случае, когда непосредственное отреагирование невозможно или нежелательно, а также для выявления причин эмоций, которые всегда связаны с когнитивными представлениями и оценками личности.
Критичность – это характеристика процесса мышления, которая выражает установку безусловного принятия/непринятия входящей информации.
Развитая критичность выражается через необходимость перепроверки истинности поступаемой информации через ее соотнесение с системой собственных знаний и опыта, а также альтернативными источниками информации по проблеме. Критичность выступает центральным фактором защиты личности от информационных манипуляций, осуществляемых через масс-медиа и интернет с самыми различными целями, а также внушений и воздействия различных коммуникативных эффектов.
Уверенность в себе выступает одним из ключевых факторов адаптации личности в социальных группах, выстраивании конструктивных межличностных отношений. Низкая уверенность в собственных силах ведет к развитию конформного типа поведения, либо напротив нонконформизма, как способа компенсации. Обе тенденции являются деструктивными, так как личность не вырабатывает собственных установок и ценностей, а целиком заимствует их из группы и либо принимает, либо отвергает, но в любом случае оказывается зависима и управляема.
Психологические защиты наиболее часто подразделяют на два уровня:
Под незрелыми понимают совокупность защит, которые в наибольшей степени способствуют искажению адекватного отображения реальности и грубо воздействуют на когнитивную и аффективную сферы личности. Как правило эти защиты складываются в раннем возрасте, не редко как ответ на травмирующее воздействие со стороны значимых взрослых. Различные авторы помещают разные защиты в категорию незрелых, однако наиболее часто к ним относят соматизацию, отрицание, интроекцию, диссоциацию и т.д.
В свою очередь в качестве зрелых рассматриваются более сложные механизмы психологических защит, которые в меньшей степени искажают восприятие окружающего мира, а также помогают личности каким-либо образом преобразовать травмирующие стимулы. К ним наиболее часто относят сублимацию, рационализацию, реверсию, возмещение и т.д.
Копинг выступает наиболее активным аспектом системы защитных механизмов психики, поскольку ориентирован на деятельное преодоление стрессовых и психотравмирующих ситуаций. К сфере копинга относят когнитивные, эмоциональные и поведенческие проявления личности, проявляющиеся в проблемной ситуации, которые объединяясь в устойчивые сочетания образуют копинг-стратегии и копинг-стили.
В отличие от психологических защит и собственных свойств личности, копинг представляет собой наиболее осознанную инструмент, поскольку формируется из собственного опыта субъекта по взаимодействию с окружающей средой, развивается и кристаллизируется в процессе жизнедеятельности. В большинстве случаев личность способна четко аргументировать те или иные аспекты копинг-поведения, указывать причины выбора конкретной стратегии.