Психологическая защита психолога


Психологическая защита психолога

Профессиональные психологические угрозы психологической деятельности

Профессиональная деятельность психолога связана с взаимодействием с людьми в самом различном формате – от индивидуальных консультаций при личном контакте, до групповых семинаров, опосредованных средствами телекоммуникации. При этом исходя из специфики профессиональных задач психолог сталкивается с людьми жизнь которых подвержена различной степени неблагополучия, и именно ее проблемную часть личность будет демонстрировать в первую очередь стремясь получить помощь специалиста. Однако мотивация клиента, его представления о способах разрешения проблем и наконец собственные психологические особенности могут совершенно по-разному влиять на терапевтический процесс и в том числе создавать ситуации угрозы психологическому здоровью самого специалиста.

К наиболее распространенным факторам угрозы можно отнести:

  • эмоциональную вовлеченность и сопереживание,
  • попытки манипулирования,
  • саботаж терапевтического процесса,
  • любовные притязания,
  • формирование синдрома эмоционального выгорания,
  • профессиональная деформация,
  • явления переноса и контрпереноса.

При работе с чужими проблемами психолог легко может попасть в ловушку собственной эмпатии, в особенности, когда терапевтический процесс происходит с клиентами в состоянии острого горя, депрессии, склонных к преувеличению собственных переживаний, перенесших в прошлом психотравмирующие обстоятельства (насилие, военные действия, жертвы катастроф, спасатели и т.д.). Личностная эмоциональная реакция на события жизни клиентов приводит к эмоциональному напряжению самого специалиста, а при работе с несколькими клиентами достаточно часто оборачивается эмоциональным истощением.

Достаточно часто клиенты пускаются в различные манипуляции во время терапевтического процесса. Их мотивация может быть самой разной, от попытки проверить психолога «на прочность», до заведомого предоставления ложной информации с целью склонить специалиста на свою сторону в конфликтной ситуации, либо скрыть истинную сущность запроса. При ведении групповых занятий может оказываться коллективное давление, при недовольстве или расхождении позиций группы и тренера.

Вариантом манипулирования выступает саботаж терапии, при которой человек занимает внешне соглашательскую позицию, но по факту не соблюдает рекомендации профессионала. Симуляция положительной динамики терапии неизбежно заканчивается демонстрацией полной бесплодности усилий психолога, его некомпетентности, и получением таким клиентом психологического «выигрыша», который и может являться изначальной целью обращения. Подобные ситуации оказывают крайне негативное влияние на самооценку и уверенность психолога в себе.

Высокий уровень доверия и межличностной интимности, открытости, безопасности коммуникативного контакта, может приводить также к восприятию специалиста как объекта удовлетворения любовных или сексуальных потребностей клиента, особенно при гендерно перекрестном консультировании. Подобные ситуации относятся к числу наиболее сложных, так как включают в себя и манипулирование и эксплуатирование эмпатии и полный крах терапевтического процесса.

Психоэмоциональный стресс, высокая интенсивность нагрузок и личной ответственности специалиста, профессиональные неудачи, приводят к складыванию синдрома эмоционального выгорания, следствием которого становится как защитная реакция на выполнение самих профессиональных обязанностей, через их свертывание, эмоциональную отстраненность, избирательность в реагировании и т.д., так и распространение данных черт за пределы профессиональной ситуации на личную жизнь психолога.

Замечание 1

Постоянное нахождение в проблемной сфере клиентов, нередко имеющих различную степень акцентуации или психопатизации характерологических черт, а иногда и страдающих от психологических расстройств, влечет за собой профессиональное деформирование специалиста, проявляющееся в виде закрепления привычных паттернов поведения и распространения их за рамки психологической деятельности.

Перенос и контрперенос

Перенос и контрперенос представляют собой психологические феномены, которые достаточно часто возникают в процессе психологического консультирования и выражаются в искажении восприятия клиентом и психологом друг друга.

Перенос выражается в переживании относительно специалиста чувств, эмоциональных состояний, оценок, которые имели место быть во взаимоотношениях клиента с другим значимым человеком, приписывании ему определенных свойств и качеств. Наиболее часто на психолога переносится образ родителя, либо партнера.

С одной стороны, возникновение и неконтролируемое течение переноса приводит к нарушению терапевтического процесса, и неадекватному выстраиванию взаимоотношений клиент-психолог, с другой может являться отправной точкой для более глубокой и серьезной проработки личностных проблем клиента, если они укладываются в рамки выбранного терапевтического формата.

Контрперенос в свою очередь выражается в искажении образа клиента, в связи с собственными неразрешенными проблемными ситуациями психолога. К основным формам контрпереноса можно отнести:

  • стремление получить позитивную оценку клиента,
  • страх потерять клиента,
  • сексуальные переживания психолога относительно клиента,
  • неприятие клиентов, задевающих внутренние конфликты психолога,
  • попытка создания образа пророка или гуру.

Способы психологической защиты

Замечание 2

Наиболее эффективным способом противостояния профессиональным стрессам и конфликтным ситуациям при работе с клиентом является самосовершенствование психолога, его личностный рост и развитие профессиональных качеств.

Навык занятия экспертной позиции, связанной с отстранённой оценкой эмоциональных переживаний клиента, при выражаемом сопереживании и позитивном подкреплении самораскрытия, оберегает психолога от эмоционального истощения и перекоса в сторону сопереживания вместо психологической помощи.

Опыт реальной терапии выступает фактически единственным способом предугадывания и разрешения многих проблемных ситуаций в рамках самого консультирования, особенно связанных с манипулированием и давлением со стороны клиентов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :