Понятие психологической защиты, защитного механизма


Понятие психологической защиты, защитного механизма

Психологические защиты в рамках психоанализа

Понятие психологических защит личности было разработано впервые в рамках психоаналитического подхода. В основе теории психологической защиты личности лежит работа З. Фрейда «Защитные нейропсихозы», в которой он перечислил основные способы борьбы с неприятными для сознания представлениями. Главная мысль заключалась в возможности полного вытеснения неприятных эмоций и мыслей из сознания человека. Тем самым механизм вытеснения, по мысли Фрейда, являлся способом психологической защиты, который помогал избегать негативных аффектов, которые сопровождают внутриличностные конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые руководят поведением человека.

Замечание 1

Механизмы психологической защиты представлялись Фрейду врожденными, запускаемыми в условиях экстремальной ситуации и призванными разрешать внутренний конфликт.

Анна Фрейд, развивавшая идеи отца, указала, что защитные механизмы начинают свою деятельность тогда, когда «Я» переживает атаку со стороны побуждений и аффектов. Она считала, что психологические защиты образуются под влиянием травмирующих событий межличностного общения в детстве и представляют собой перцептивные, интеллектуальные, двигательные автоматизмы разной сложности. Анна Фрейд описала следующие механизмы психологической защиты личности: вытеснение, рационализация, отрицание, реактивное образование, изоляция, регрессия, проекция, обращение против собственной личности, имитация, компенсация, замещение, эмансипация, оппозиция, идентификация с агрессором, отделение.

Понятие психологических защит в трудах других авторов

Идеи Фрейда о психологических защитах получили свое продолжение как в трудах его учеников, так и представителей других направлений. Данная тема разрабатывалась в исследованиях:

  • Эриха Фромма
  • Карен Хорни
  • Карла Роджерса
  • Фредерика Перлза
  • Роберта Плутчика

Э. Фромм считал, что за психологическими механизмами защиты скрываются механизмы бегства, обусловленные отказом от индивидуальности и своего Я. Они позволяют снизить тревогу, делают жизнь более терпимой.

К. Хорни использовала термин защитные стратегии для обозначения способов совладания с чувством беспомощности, враждебности, недостаточной безопасности. Н. Мак-Вильямс разделила психологические защиты на первичные и зрелые. Она указывала, что однозначно негативно воспринимать действие защитных механизмов не стоит, что данная традиция зародилась в недрах психоаналитической теории, именно оттуда идет представление о механизмах защиты как о малоадаптивных процессах, присущих патологической личности.

В рамках гуманистической психологии механизмы психологической защиты рассматривал К. Роджерс. Он понимал под ними поведенческую реакцию организма на угрозу целостности Я, заключающуюся в осознанном искажении переживания для уменьшения несоответствия между переживанием и структурой Я или игнорировании негативных переживаний.

Ф. Перлз рассматривал защиту как форму нарушения взаимодействия индивида с окружающими. Р. Плутчик указывал, что психологическая защита - это средство для совладания с базисными эмоциями.

Классификация психологических защит

Человек редко использует какой-либо один механизм психологической защиты, как правило, применяются различные способы преодоления травмирующих ситуаций. В зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации, выделяют разные виды психологических защит. Л.Ю. Субботина выделяет следующие виды психологических защит:

  • связанные с недопущением в сознание или устранение из него неприемлемых чувств, желаний, мыслей;
  • связанные с преобразованием и искажением неприемлемых чувств, желаний, мыслей;
  • связанные с разрядкой отрицательного напряжения;
  • связанные с возможностью манипуляций.

К первой категории относятся такие защиты, как вытеснение, перцептивная защита, блокирование, отрицание. Наиболее часто реакция недопущения проявляет в себя при столкновении личности со сверхсильным стрессором, осознание которого связано с шоком, острой фрустрацией, потерей жизненных смыслов. Однако хотя человек на субъективном уровне игнорирует травмирующее событие, информация о нем содержится в психике, в подавленном виде, что с одной стороны требует значительных энергетических затрат на ее удержание в неосознанной части психики, а с другой может проявляться через соматические расстройства, головные боли, сновидения, внезапные приступы меланхолии или плача, которые личность не способна объяснить.

Ко второй категории относятся такие защиты, как рационализация, интеллектуализация, изоляция, смещение, проекция, идентификация. Следует отметить, что они затрагивают как собственные переживания личности, так и проявления других людей, т.е. человек начинает приписывать окружающим определенные мотивы, которые могут как «обелять» их поведение, так и напротив, представлять собой необоснованные обвинения. Защиты-преобразования представляют собой более зрелые и действенные способы борьбы со стрессом, так как предполагают некоторый уровень осмысления проблемы и работы с ней.

К третьей категории можно отнести реализацию в действии, соматизацию, сублимацию. Не смотря на общий принцип действия психологические защиты составляющие данную категорию значительно отличаются друг от друга. В то время как сублимация позиционировалась Фрейдом как одна из наиболее эффективных защит и источник всей творческой, изобретательской деятельности человека, соматизация напротив, не только не способствует разрешению проблемной ситуации, но также отражается на физическом здоровье человека, что в крайних случаях может приводить к развитию психосоматических расстройств, таких как язва желудка или гипертония.

К четвертой категории можно отнести регрессию, фантазирование, уход в болезнь. В отличие от предыдущих категорий данные психологические защиты направлены не на саму личность, а на ее окружение, т.е. представляют собой попытку влияния, через модификацию собственного поведения, аффективных проявлений. Однако данные манипуляции как правило совершаются неосознанно, личность может не давать себе отчет в том, что ее поведение существенно изменяется, или верить в симулируемые симптомы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :