Память – это психический процесс, заключающийся в получении, хранении и воспроизведении человеком жизненного опыта.
Память является важнейшей, определяющей характеристикой психической жизни индивида. Роль памяти нельзя сводить лишь к фиксации того, что происходило в прошлом. Это связано с тем, что в настоящий момент ни одно действие немыслимо вне процессов памяти. Протекание любого, даже самого простого психического акта, обязательно предполагает удержание каждого элемента, чтобы «сцепить» его с последующими. Не имея способностей к такому сцеплению, невозможно развиваться: человек остался бы в постоянном состоянии новорожденного.
Когнитивная психология, которая рассматриваем память и в качестве функции и в качестве процесса, так как пытается объяснить ее закономерности функционирования, представляя память в качестве развивающейся и многоуровневой системы хранилищ. Эта система образована сенсорным регистром, кратковременной памятью и долговременной памятью. Память как система процессов организации информации с целью ее запоминания, сохранения и воспроизведения должна быть рассмотрена в качестве подструктуры интеллекта, то есть системного взаимодействия познавательных способностей и знаний, которые имеются у личности.
Память, как важнейшая характеристика всех психических процессов, обеспечивает единство и целостности личности человека.
Информация, которая от органов чувств поступает в сознание человека, закрепляется, систематизируется и преобразуется в более сложные виды психического отражения действительности, как результат функционирования интеллектуальных процессов, к которым относят память, воображение и мышление.
Память – это очень важный познавательный процесс, который обеспечивает переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она напрямую связана с сенсорными процессами, так как оттуда к ней поступает информация о внешнем мире. С другой стороны, она представляет собой внутренний интеллектуальный процесс, который закрепляет и систематизирует полученную информацию, которая со временем перерабатывается и преобразуется мышлением и воображением в новые более сложные формы психики.
Физиологическая основа памяти – это следы ранних нервных процессов, которые сохраняются в коре больших полушарий головного мозга, как показатель пластичности нервной системы. Любой нервный процесс, вызванный действием внешнего раздражителя, и тормозной и возбуждающий, не проходит бесследно для нервного волокна, а оставляет на нем отпечаток – определенные функциональные изменения, которые должны облегчить течение соответствующих нервных процессов. Если они повторяются, а также повторное их возникновение при отсутствии раздражителя, который их вызвал.
Принято выделять следующие процессы памяти:
Также выделяют следующие виды памяти:
Помимо этого, в зависимости от используемых приемов заучивания, принято различать механическую и смысловую память.
Механическая память – это процесс запоминания информации в той форме, в которой она была воспринята.
Смысловая память – это запоминание не внешнего облика информации, а ее смысла.
По времени хранения материала, выделяют следующие типы памяти:
В долговременной памяти может надолго сохранятся только та информация, которая какое-то время находилась в кратковременной памяти.