Практическая психология представляет собой раздел психологической науки основным содержанием которого является реализация в практической деятельности научных психологических знаний.
В современном мире именно практическая психология, отвечающая на запросы общества и различных его сфер – экономики, права, политики, здравоохранения и т.д. выступает своеобразным «двигателем» психологической науки в целом, ставя перед академическим знанием новые проблемы с одной стороны, а с другой, предоставляя возможность для проверки выдвигаемых в теоретической науке концепций и предположений.
Данная взаимосвязь теории и практики обуславливает первую задачу практической психологии по обеспечению научно-исследовательской деятельности.
Спецификой научно-исследовательской деятельности в рамках практической психологии является прикладной характер проводимых исследований, т.е. они предполагают не выявление закономерностей работы психики вообще, или создание универсальных моделей и рекомендаций, а предполагают изучение психики в конкретных условиях (школы, больницы, предприятия и т.д.) результатом которых являются адресные рекомендации, программы мероприятий, позволяющие решить конкретные проблемы данных учреждений, либо отдельных лиц.
Исследования, проводимые в рамках различных областей трудовой деятельности и социальной жизни человека, обладают значительной спецификой и их результаты не могут быть свободно конвертированы или распространены на психику вообще или в соседние области, что повлекло за собой создание многочисленных прикладных отраслей практической психологии.
К ним можно отнести:
Второй задачей практической психологии является прикладная, которая представляет собой разработку методических программ для обеспечения оптимального функционирования организаций, рабочих коллективов, личностей, т.е. конкретных объектов деятельности практического психолога.
Решение второй задачи укладывается в рамки пяти основных направлений работы практической психологии:
Психологическое просвещение представляет собой отрасль деятельности практической психологии связанную с повышением уровня психологической грамотности и привития навыков психологической гигиены населению, сотрудникам организации, отдельным лицам.
Психологическая диагностика как отрасль деятельности решает задачу сбора информации о конкретном коллективе или личности, его особенностях, взаимодействии, проблематике и истории ее развития.
Психологическая коррекция представляет собой комплекс мер по направленных на приведение психического функционирование личности в соответствие с возрастной нормой за счет исправления, либо формирования психологических качеств.
Психологическое консультирование представляет собой помощь конкретному лицу, либо организации в преодолении психологических трудностей путем предоставления информации, а также условий для выявления, осмысления проблемы и принятия решения.
Психотерапия включает в себя комплекс мер по активному воздействию на личность с целью изменения ее психологических особенностей для улучшения социальной адаптации, субъективного благополучия и качества жизни.
Третья, практическая задача психологии состоит в выборе методов и средств для решения конкретных проблем, возникающих в ходе деятельности практического психолога, т.е. в рамках данной задачи происходит определение тех частных психологических приемов и методик, с помощью которых специалист будет оказывать воздействие на личность, либо коллектив.
Данный вопрос в психологической практике не имеет единого решения, так как многообразие теоретических концепций закономерным образом повлекло за собой порождение множества практических подходов и техник деятельности психолога. Одна и та же задача, один и тот же запрос может быть решен с помощью различных терапевтических подходов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны и не является универсальным.
К основным направлениям психотерапии относят:
Психодинамическая терапия основывается на психоаналитическом подходе и наследует его основные теоретические положения и методические черты, хотя и переосмысляет их делая подход более гибким, эффективным и быстрым в сравнении с классическим психоанализом. Однако представление о внутренней детерминации психологических проблем и трудностей личности, ведущей роли детских лет и психотравмирующих обстоятельств остается характерной чертой данного подхода.
Когнитивно-поведенческая терапия представляет собой синтез бихевиорального и когнитивного подходов и предполагает воздействие на личность на двух уровнях – когнитивном, через выявление и переформатирование иррациональных мыслей, и поведенческом, через подавление неэффективных форм поведение и выработку новых, более адаптивных.
Личностно-ориентированная терапия основывается на идеях гуманистического подхода и отдает инициативу терапевтического процесса в руки самой личности, в то время как специалист выполняет роль помощника, обеспечивая поддержку через психологическую беседу, принятие и т.д.