Отрасли практической психологии


Отрасли практической психологии

Прикладные отрасли психологического знания

Практическая психология представляет собой раздел психологической науки основным содержанием которого является реализация в практической деятельности научных психологических знаний.

В современном мире именно практическая психология, отвечающая на запросы общества и различных его сфер – экономики, права, политики, здравоохранения и т.д. выступает своеобразным «двигателем» психологической науки в целом, ставя перед академическим знанием новые проблемы с одной стороны, а с другой, предоставляя возможность для проверки выдвигаемых в теоретической науке концепций и предположений.

Данная взаимосвязь теории и практики обуславливает первую задачу практической психологии по обеспечению научно-исследовательской деятельности.

Замечание 1

Спецификой научно-исследовательской деятельности в рамках практической психологии является прикладной характер проводимых исследований, т.е. они предполагают не выявление закономерностей работы психики вообще, или создание универсальных моделей и рекомендаций, а предполагают изучение психики в конкретных условиях (школы, больницы, предприятия и т.д.) результатом которых являются адресные рекомендации, программы мероприятий, позволяющие решить конкретные проблемы данных учреждений, либо отдельных лиц.

Исследования, проводимые в рамках различных областей трудовой деятельности и социальной жизни человека, обладают значительной спецификой и их результаты не могут быть свободно конвертированы или распространены на психику вообще или в соседние области, что повлекло за собой создание многочисленных прикладных отраслей практической психологии.

К ним можно отнести:

  • военную психологию, рассматривающую психические особенности военнослужащих, адаптации к условиям несения военной службы, реакции на боевую обстановку и способы преодоления боевого стресса, сохранения боеспособности подразделений;
  • инженерную психологию, рассматривающую особенности межличностных взаимоотношений, складывающихся в системе труда, понятие профессионального роста и деформации, факторы формирования СЭВ и его профилактики и т.д.;
  • педагогическую психологию, в центре которой находятся особенности психологического взаимодействия учителей и учеников, факторы способствующие и препятствующие педагогическому процессу;
  • психологию управления, сконцентрированную на вопросах руководства трудовым коллективом, стилях, видах и эффективности управленческих стратегий, динамики самих трудовых коллективов, вопросов соотношения лидерства и управления и т.д.;
  • медицинскую психологию, рассматривающую особенности взаимодействия медицинского персонала и пациентов, особенности воздействия соматического состояния лиц на их поведение и психическую активность и т.д., а также другие направления.

Направления деятельности, как отрасли практической психологии

Второй задачей практической психологии является прикладная, которая представляет собой разработку методических программ для обеспечения оптимального функционирования организаций, рабочих коллективов, личностей, т.е. конкретных объектов деятельности практического психолога.

Решение второй задачи укладывается в рамки пяти основных направлений работы практической психологии:

  • психопросвещения,
  • психодиагностики,
  • психокоррекции,
  • психологического консультирования,
  • психотерапии.

Психологическое просвещение представляет собой отрасль деятельности практической психологии связанную с повышением уровня психологической грамотности и привития навыков психологической гигиены населению, сотрудникам организации, отдельным лицам.

Психологическая диагностика как отрасль деятельности решает задачу сбора информации о конкретном коллективе или личности, его особенностях, взаимодействии, проблематике и истории ее развития.

Психологическая коррекция представляет собой комплекс мер по направленных на приведение психического функционирование личности в соответствие с возрастной нормой за счет исправления, либо формирования психологических качеств.

Психологическое консультирование представляет собой помощь конкретному лицу, либо организации в преодолении психологических трудностей путем предоставления информации, а также условий для выявления, осмысления проблемы и принятия решения.

Психотерапия включает в себя комплекс мер по активному воздействию на личность с целью изменения ее психологических особенностей для улучшения социальной адаптации, субъективного благополучия и качества жизни.

Направления психотерапии

Третья, практическая задача психологии состоит в выборе методов и средств для решения конкретных проблем, возникающих в ходе деятельности практического психолога, т.е. в рамках данной задачи происходит определение тех частных психологических приемов и методик, с помощью которых специалист будет оказывать воздействие на личность, либо коллектив.

Данный вопрос в психологической практике не имеет единого решения, так как многообразие теоретических концепций закономерным образом повлекло за собой порождение множества практических подходов и техник деятельности психолога. Одна и та же задача, один и тот же запрос может быть решен с помощью различных терапевтических подходов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны и не является универсальным.

К основным направлениям психотерапии относят:

  • психодинамическую,
  • когнитивно-бихевиоральную,
  • личностно-ориентированную и т.д.

Психодинамическая терапия основывается на психоаналитическом подходе и наследует его основные теоретические положения и методические черты, хотя и переосмысляет их делая подход более гибким, эффективным и быстрым в сравнении с классическим психоанализом. Однако представление о внутренней детерминации психологических проблем и трудностей личности, ведущей роли детских лет и психотравмирующих обстоятельств остается характерной чертой данного подхода.

Когнитивно-поведенческая терапия представляет собой синтез бихевиорального и когнитивного подходов и предполагает воздействие на личность на двух уровнях – когнитивном, через выявление и переформатирование иррациональных мыслей, и поведенческом, через подавление неэффективных форм поведение и выработку новых, более адаптивных.

Личностно-ориентированная терапия основывается на идеях гуманистического подхода и отдает инициативу терапевтического процесса в руки самой личности, в то время как специалист выполняет роль помощника, обеспечивая поддержку через психологическую беседу, принятие и т.д.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :