Практическая психология представляет собой направление научной психологии, главной задачей которого является использование психологический знаний, умений, навыков, методик, для решения конкретных психологических задач и оказания помощи людям, организациям, обществу.
Главной целью практической психологии ставится содействие в создании целостной, гармонично развитой личности.
Практическая психология как самостоятельное направление оформляется в 60-х годах прошлого века, что обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в конце девятнадцатого – первой половине двадцатого века психологами также велась практическая работа, однако стояла на качественно иных, психиатрических позициях.
В психоаналитической, бихевиоральной позиции психолог рассматривался как врач, а человек обращающийся за помощью как пациент и отношения между ними регламентировались исходя именно из этой позиции.
Психология была сконцентрирована преимущественно на работу с различными психическими расстройствами от неврозов до тяжелых психогенных расстройств. Отсутствие расстройств рассматривалось как психологическое здоровье и, как следствие, большая часть населения выпадала из спектра лиц, которым могла быть оказана психологическая помощь.
Во-вторых, большое значение на развитие психологии оказала Вторая Мировая война. События и действия людей в течении самой войны не укладывались в прокрустово ложе доминирующих психологических теорий, а помимо теоретической возникла и острая практическая проблема, связанная с реабилитацией как жертв войны, так и самой массы военных, вернувшихся с фронта в мирную жизнь.
Ответом на эти вызовы стало развитие новых, экзистенциальных направлений психологической теории и практики, таких как гуманистическая психология, гештальттерапия, логотерапия и др., представление о психологических сложностях, а также здоровье и перспективах развития человека было иным.
Так, в манифесте принятом на съезде ассоциации гуманистической психологии было принято положение, что человек, личность имеет неограниченные возможности развития, а психическое здоровье включает в себя не только отсутствие расстройств, но и полноценное функционирование, а также поступательное развитие личности.
Изменения в психологической теории и практике привели к тому, что практическая деятельность психолога вышла за пределы кабинетов и психиатрических лечебниц, психологическая служба стала важным и неотъемлемым элементом большинства социальных учреждений – детских садов, школ, больниц, а также стала активно внедряться в коммерческую сферу, на производства, способствуя более оптимальной организации труда, повышая психологический комфорт, благополучие и качество работы сотрудников.
Ряд исследователей рассматривая практическую психологию выделяют три уровня задач, которые она призвана решать:
Научно-исследовательские задачи связаны с апробацией и проверкой научных положений в прикладных исследованиях и имеют в качестве своего результата не только дополнение и уточнение научных знаний, но также конкретные прогнозы, рекомендации, программы психологической помощи для участников исследования.
Прикладной уровень использует научную теорию в качестве основы для разработки конкретных методических, учебных пособий, терапевтических, тренинговых структур и т.д., для оптимизации деятельности организаций, в которые включены психологические службы, а также для отдельных лиц.
Практический уровень реализуется уже в процессе осуществления непосредственной деятельности, решении частных запросов лиц и организаций.
При этом для практической психологии характерно сосуществование двух подходов к решению данных задач, один из которых предполагает движение «сверху-вниз», а другой наоборот «снизу-вверх».
В настоящее время практическая психология является развитой и разветвленной отраслью психологии, а деятельность практических психологов осуществляется практически во всех сферах общественной жизни. Наиболее традиционными нишами, которые занимают психологическое службы являются:
Вместе с тем, несмотря на широкую распространенность психологической практики в настоящее время, данная область остается наименее регулируемой и защищенной на законодательном уровне, а также наиболее мистифицированной в сознании граждан, при чем не только частных лиц, но и руководителей организаций в том числе высокого уровня.
Возможности психологической науки, равно как и конкурентного специалиста часто оцениваются в качестве безграничных, что отчасти обосновано тем, что сама психологическая наука не может чётко ограничить круг своих компетенций, потенциально и реально возможного, а возможности отдельных специалистов могут выходить далеко за рамки общепринятых представлений (М. Эриксон, Перлз и другие психотерапевты мирового уровня).