Невербальная и вербальная коммуникация


Невербальная и вербальная коммуникация

Общение как вид деятельности

Определение 1

Общение – это процесс межличностного взаимодействия индивидов, в процессе которого они реализуют собственные познавательные, эмоциональные, социальные потребности.

Как и любой другой вид деятельности, общение имеет четкую структуру, которая выражается в наличии потребностей и мотивов общения, цели, как желаемого результата процесса коммуникации, и коммуникативных действий вербального и невербального характера.

Рассматривая содержание процесса общения в нем можно выделить три составляющих:

  • коммуникативную,
  • интерактивную,
  • перцептивную.

Коммуникативная составляющая заключается в обмене информацией с партнером по общению, а интерактивная во взаимодействии с ним, как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Перцептивная сторона общения реализует как за счет восприятия собеседника, так и переоценки восприятия самого себя, через присваивание или отвержение суждений, выносимых о личности партнером по общению.

Общение играет важную роль в своевременном психологическом развитии ребенка. Потребность в общении появляются очень рано – в возрасте двух месяцев новорожденный уже способен активно реагировать на мать или лицо ее заменяющее, таким образом привлекая к себе внимание и выражая потребность в любви и принятии.

Только в процессе общения ребенок способен усваивать язык и развивать навык речи, которые в последствии интегрируя во внутренний план психики, тесно переплетаются с познавательными процессами выводя их на новый уровень. Общение позволяет ребенку активно взаимодействовать со взрослым и таким образом расширяет и интенсифицирует его возможности по развитию. Взрослый вступает проводником, поведенческим эталоном, на которого ребенок ориентируется в своем познании мира, и эта роль сохраняется за ним на долго.

Также без процесса общения невозможна социализация и усвоение понятий, норм и правил общества. Депривация общения выступает одним из тяжелейших факторов риска психического развития социального характера.

Роль вербальной коммуникации

Определение 2

Вербальная коммуникация – это сторона процесса общения, которая реализуется через использование речи и языка.

Язык, как знаково-смысловая система, выступает основой на которой строится речевая и коммуникативная деятельность личности. В языке кодируются не только словесные названия отдельных предметов и явлений окружающего мира, но и обобщенная форма знания о них – понятия, а также взаимосвязи между понятиями и их системами.

Единство языкового пространства партнеров по общению обеспечивает взаимное понимание на уровне не только отдельных слов и предложений, но и скрытого контекста, отсылок и аналогий. Речь как деятельное воплощение языка создает широкие возможности по обмену информацией между сторонами общения, передачи этой информации через пространство и время, за счет ее опосредование письмом, использования различных техник убеждения и внушения, для изменения установок и поведения партнера по общению, а также выражению собственных переживаний, для коррекции внутреннего состояния личности.

В вербальной коммуникации можно выделить два равнозначных и разнонаправленных процесса, обеспечивающих успешность коммуникации – это говорение и слушание. Говорение предполагает формулирование и выражение мыслей коммуникатора в виде вербального сообщения, а слушание прием этого сообщения, его дешифровку и анализ. Оба данных процесса представляют собой достаточно сложные деятельности, высокий уровень развития которых требует усилий со стороны личности, развитости процессов мышления, восприятия, памяти, внимания.

Вербальная коммуникация выступает не только естественной потребностью человека, но и профессионально-значимым качеством для всех специальностей сферы субъект-субъектного взаимодействия.

Значение и виды невербальной коммуникации

Определение 3

Невербальная коммуникация – это сторона процесса общения, которая реализуется при помощи доречевых средств общения, таких как мимика, жестикуляция, интонация и т.д.

Любой коммуникативный акт, который протекает в условиях непосредственного контакта собеседников сопровождается невербальными проявлениями вне зависимости от воли и желания сторон общения. Под средствами невербальной коммуникации понимается совокупность всех поведенческих проявлений личности от микродвижений зрачков, до одежды, аксессуаров, любимой музыки.

Невербальные средства коммуникации направлены на трансляцию информации о психоэмоциональном состоянии личности, ее отношении к предмету разговора и собеседнику. При этом не смотря на определенную долю сознательного контроля невербальных сигналов, тело всегда отражает истинное отношение личности, что дает возможность опытному участнику коммуникации судить об истинности или ложности сообщений собеседника.

Из-за большого объема и высокой степени разнородности невербальных средств общения они были объединены в системы или виды коммуникации. В качестве основных можно перечислить следующие системы:

  • оптико-кинетическая
  • пара и экстралингвистическая
  • организация пространства и времени

Оптико-кинетическая система объединяет такие средства общения как мимика, жестикуляция и пантомимика (поза тела). Исследователями предпринимались многочисленные попытки разработать «азбуку» кинетики, четко определив значение каждого проявления, однако они неизменно терпели неудачу. Кинетические единицы, такие как жесты или выражения лица, не могут достоверно воспринимать и интерпретироваться отдельно друг от друга и вне учета контекстных особенностей ситуации общения. Кроме того, в каждой культуре одни и те же символы могут иметь разное значение.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы объединяют вневербальные характеристики голосового сообщения коммуниканта. Паралингвистика рассматривает вокальные особенности голоса личности – интонацию, тембр, громкость, а экстралингвистическая неречевые включения, такие как паузы, смех и плачь, темп речи.

Организация пространства и времени также выступают в качестве знаковой системы, изучением которой занимается проксемика. Рассматриваются такие феномены как влияние дистанции и взаимного расположения партнеров на процесс общения, значение опозданий и пространственной организации места встречи. Несмотря на то, что данные факторы не всегда оказывают ведущее влияние на коммуникативный процесс, умелое их использование может создать благоприятный, либо напротив напряженный фон встречи, направить общение в нужное русло.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :