Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового. Процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление относится к числу познавательных процессов и носит проблемный характер, т.е. активизируется в том случае, когда данных полученных от процессов восприятия и памяти недостаточно для принятия решения, существует некоторое противоречие между имеющейся информацией и желаемым результатом/реальным положением дел. Мышление в этот момент направлено на устранение нервного напряжения за счет выявления недостающей информации или создания новых решений.
Именно процессы мышления представляют собой значительную часть внутри личностного диалога, обеспечивая не только решение задач, но и анализ воспринятых объектов, поведения, эмоциональных состояний, а также прогнозирование последующих событий и выработку стратегий поведения личности. Мышление обеспечивает творческий потенциал личности, ее способность взглянуть на проблему под непривычным углом, выйти за пределы ситуации, найти неочевидные связи между объектами, интегрировать знания из смежных областей.
Мышление тесным образом связано с речью. Мыслительная деятельность взрослого человека, как правило, представлена в виде вербальных конструкций, т.е. мыслительного диалога с самим собой, с использованием отвлеченных понятий, обобщенных категорий, числовых конструкций. Однако абстрактно-логическая форма мышления далеко не единственная и представляет собой высший уровень развития когнитивного процесса.
Развитие мышления происходит в соответствии с диалектическими законами – его движущей силой является противоречие между наличными знаниями и возможностями ребенка и теми возможностями и вызовами которые содержаться в окружающем его мире, в развитии выделяются длительные стадии накопления опыта и совершенствования формы мышления, которые приводят к становлению качественно новой формы через кризис, и наконец прежние формы мышления не угасают, а продолжают совершенствоваться, как дополнительные системы. В развитии можно выделить три этапа:
Наглядно-действенное мышление тесно связано с познанием ребенком внешнего мира, которое осуществляется в возрасте до года-полутора лет через действие. Кинестетическое восприятие – возможность потрогать, ощупать, попробовать на вкус – в совокупности с моторным манипулированием предметами составляют основное содержание мыслительной деятельности. Предметы существуют пока находятся в поле зрения ребенка, а возможность мыслительных действий с ними всегда связана с практической манипуляцией. При дальнейшей интериоризации данного вида мышления, он становится связан с освоением моторных навыков, мелкой координацией движений.
Наглядно-образное мышление приходит на смену действенному благодаря составлению у ребенка устойчивого и достаточно полного представления о предметах, в ходе предыдущей фазы. Манипулирование переносится из практической плоскости в психологическую, как действия с образами. Первоначально мысленные действия повторяют моторные, однако в последствии их возможности значительно возрастают позволяя трансформировать объект мышления самыми разнообразными способами. Мышление ребенка на этом этапе очень богатое и красочное, однако оно ориентировано в первую очередь на внешние атрибуты, а не внутренние признаки и свойства предметов. В дальнейшем наглядно-образное ложится в основу творческого, пространственного мышления, обеспечивая навыки визуализации и представления.
Развитие словесно-логического мышления невозможно без развития речи ребенка. Овладение словом, как инструментом и его интеграция в мыслительную деятельность, позволяет значительно расширить мыслительные возможности ребенка, за счет представленности в мышлении многих сторон и качеств объектом, скрытых от непосредственного наблюдения. Способность вычленять существенные свойства и взаимосвязи внутри и между объектами, позволяет ребенку создавать обобщения и овладевать понятиями, отвлекаться от непосредственных характеристик объекта и манипулировать полностью абстрактными понятиями.
Длительная и богатая традиция исследования мышления позволяет рассматривать его как феномен, осуществляющийся одновременно на двух уровнях функционирования:
Мышление как деятельность представляет собой формализованную сторону мысли в наибольшей степени подверженную культурному обуславливанию, четко представленную в сознании, а потому доступную для исследования. Мышление как деятельность, как правило, строится на закономерностях формальной логики и имеет достаточно четкую структуру включающую мотив, действие и цель.
Данный уровень мышления ориентирован на разрешение задач и реализуется прежде всего в абстрактно-логической форме, благодаря чему создается впечатление отгороженности мыслительной деятельности от влияния эмоциональной сферы. Деятельность мышления может быть разложена на последовательность действий, между которыми можно выстроить причинно-следственные связи, что позволяет, например, найти, локализовать и скорректировать ошибку, при не достижении цели.
Мышление как процесс преимущественно скрыто от сознательного контроля и характеризуется непрерывным, текучим характером, проявлением свойств недизъюнктивности и неизоморфности.
Недизъюктивность предполагает, что процесс мышления не может быть разложен на отдельные компоненты, единицы анализа. Мыслительные процесс анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и прочие, перетекают один в другой, осуществляются параллельно, в связи с чем невозможно установить между ними четкие причинно-следственные связи и выявить последовательность хода мысли.
Неизоморфность проявляется в неравенстве образа объекта самому объекту.
Мышление как процесс сопровождает и обеспечивает сознательную когнитивную работу, иногда предвосхищая ее результаты в виде явлений инсайта, или предоставляя обобщенный прогноз в качестве интуитивного чувства.