Поле применения практической психологии крайне широко, от индивидуального консультирования и психотерапии, до организации работы с персоналом на предприятиях, психологической подготовки спортсменов, сопровождения больных в медицинских стационарах, работы в вооруженных силах и силовых ведомствах, сотрудничества с МЧС, в виде помощи как жертвам природных и техногенных катастроф, так и самим спасателям и т.д.
Возможность для реализации навыков практической психологии существует в любой области, где присутствует деятельность человека, т.е. по своей сути в любой сфере человеческой занятости.
Методы при помощи, которых осуществляется практическая деятельность психолога регламентированы самой деятельностью, т.е. набором задач который ему необходимо решить на данном конкретном этапе своей работы.
Рассматривая всю психологическую практику как единую систему психопрофилактической помощи, ряд авторов выделяют в ней три основных блока:
Вне зависимости от того, в какой сфере осуществляется практическая деятельность психолога непосредственному воздействию на личность всегда будет предшествовать комплекс диагностических методов, целью которых является выявление актуального состояния субъекта, его личностных особенностей, истоков сложившейся ситуации и перспективного прогноза ее развития.
На основании результатов диагностики происходит выбор тех средств и методов с помощью которых будет осуществляться само воздействие.
Среди диагностических методов, используемых в практической деятельности можно выделить:
Беседа представляет собой основной диагностический инструмент при проведении психологического консультирования и психотерапии. Беседа протекает в естественной, достаточно свободной форме, при этом специалист за счет формулирования вопросов направляет беседу в нужное русло с одной стороны стимулируя клиента на рассказ о себе, а с другой удерживая его от пустой болтовни. Беседа выстраивается не стихийно, а согласно определенному плану, не явному для клиента, согласно которому поочередно поднимаются основные диагностические вопросы. Информация в ходе беседы собирается не только на основании вербальных ответов, но также наблюдения за невербальными проявлениями клиента, его аффективными реакциями, поведением.
Интервью представляет собой более жесткую и структурированную форму ведения диалога, при которой существует утвержденный перечень закрытых и открытых вопросов к клиенту или пациенту, освещающих все необходимые темы. Интервью, как правило, проводится в более краткие сроки, чем беседа, а его результаты в большей степени стандартизированы, что позволяет соотносить их с данными от других клиентов. В рамках интервью также осуществляется наблюдение, однако в следствии жесткой регламентированности диалога, невербальные реакции респоднета предоставят меньше информации в сравнении с беседой. Интервью часто используется психологами, работающими в рамках организаций – при сопровождении больных, при организации собеседований и т.д.
Опросник представляет собой совокупность закрытых вопросов, имеющих внутреннюю структуру, которые выявляют субъективную оценку респондентом чего-либо. Наиболее распространенными являются личностные опросники в рамках которых респондент оценивает самого себя по целому ряду параметров. Организация однотипных вопросов в шкалы, использование шкал, ориентированных на проверку правдивости, социальной желательности, преувеличения в ответах, позволяет получить достаточно достоверные данные об особенностях респондента.
В отличии от опросников тесты предполагают объективное измерение каких-либо качеств респондента. Тест также может включать в себя разнообразные вопросы (например, тест IQ), однако тестовые задания могут носить самый разнообразный характер (рисуночные методики, техники ассоциаций, измерение психомоторных реакций и т.д.). Опросники и тесты также широко используются не только в исследовательской, но и практической психологии, особенно в тех случаях, когда требуется одновременно собрать информацию о большом числе респондентов (например, деятельность психолога на производстве, в школе), при составлении психологического заключения.
Психотерапия предполагает оказания воздействия на личность с целью коррекции ее психологических проблем и трудностей.
При этом в классической директивной психотерапии, такой как бихевиоральная или психоаналитическая, ведущая роль принадлежит самому психотерапевту, именно он определяет цели, методы, направление и средства воздействия, в то время как пациент рассматривается в качестве лица неспособного на самостоятельное решение проблемы.
В рамках директивной терапии часто используются такие методы как внушение, подкрепление, рефрейминг и т.д.
Недирективная психотерапия (например, личностно-ориентированная) предлагает полностью противоположный подход при котором клиент признается личностью способной найти выход из сложившейся ситуации самостоятельно, но нуждающейся в помощи, а психотерапевт эту помощь предоставляет.
При этом терапевтическое воздействие на личность, равно как выбор его цели, сроков и направленности, осуществляется самим клиентом, степень его замотивированности на работу над самим собой определяет и успешность всей психотерапии.
Для недирективной терапии характерно обращение к методам активного слушания, сократовского диалога, обучения.