Дифференциальная психология – это отрасль научного психологического знания, рассматривающая вопросы индивидуальных и межвидовых различий психики, а также детерминацию и природу этих отличий.
В центре внимания дифференциальной, или как ее еще называют психологии индивидуальных различий, находится индивидуализация, как универсальное свойство всего живого. Различия в психических процессах, свойствах и состояниях придает человеческой личности неповторимость, индивидуальный характер, а человеку как виду расширенные возможности по приспособлению к условиям окружающей среды и выживанию.
Перед дифференциальной психологией стоят задачи по изучению и описанию механизмов возникновения и проявления индивидуальных различий, а также по созданию теоретической базы для психокоррекционных и исследовательских программ. Для решения этих задач дифференциальная психология использует систему научных методов исследования.
Метод – это инструмент научного познания окружающей действительности, описанный процедурно и направленный на решение эмпирических и теоретических задач исследовательской деятельности.
Специфика задач дифференциальной психологии требует интеграции как количественных, так и качественных методов психологической науки. Установление индивидуальных различий невозможно без применения качественных методов исследования, которые направлены на глубокое и всестороннее изучение личности, ее индивидуальности. Количественные методы необходимы для выявления общих закономерностей и тенденций формирования и реализации того или иного психологического качества.
Таким образом, в дифференциальной психологии используются следующие виды методов:
В рамках дифференциальной психологии широко применяются такие общенаучные методы исследования как наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это специально-организованный процесс восприятия явлений психической жизни, данные которого фиксируются наблюдателем в строгой форме.
Наблюдение позволяет фиксировать проявление психической жизни респондента в естественных условиях, что дает возможность изучить индивидуальные особенности личности в самом непосредственном виде. Однако организация наблюдения требует значительных временных затрат, кроме того у исследователя могут возникнуть трудности с определением причин и воспроизведением зафиксированных феноменов.
Эксперимент – метод исследования, предполагающий создание специально-организованных условий для целенаправленного воздействия на психику респондента, с целью фиксации строго определенных реакций.
Экспериментальные условия предоставляют широкие возможности для исследователя по изучению именно того психологического свойства или качества, которое его интересует. Объективность получаемых данных позволяет сравнивать результаты различных испытуемых между собой, а контроль переменных более точно определять причинно-следственные связи между феноменами. Однако искусственная обстановка исследования может стать препятствием на пути выражения естественных проявлений респондентов и наоборот простимулировать их к поведению, которого ожидает экспериментатор.
Из числа собственно-психологических методов используются тесты – стандартизированные пробы, направленные на измерение определенного качества; опросники – вариации тестов содержащие закрытые или открытые вопросы; беседа – специально организованный диалог, направленный на выявление как личностных качеств, так и сбор анамнестических данных; анализ продуктов деятельности – всестороннее изучение творческих и проективных материальных результатов труда респондента, как отражение существенных характеристик его психики.
Психогенетические методы являются специализированным инструментарием, направленным на изучение одной из фундаментальных проблем психологии – соотношения биологического и социального, т.е. определение ведущих детерминант развития психического – генетики или среды. Существуют три основные разновидности психогенетического метода:
Генеалогический метод был предложен и разработан Ф. Гамильтоном. Ученый выдвинул предположение, что изучая особенности проявления одно признака у близких и дальних родственников, можно оценить степень влияния на его проявление наследственности, так как близкие родственники обладают достаточно схожим набором хромосом.
В рамках метода приемных детей для изучения берется сразу три группы респондентов – сами дети, в раннем возрасте отданные на воспитание небиологическим родителям, а также биологические и приемные родители этих детей. Сравнение психологических характеристик родителей и детей позволяет оценить степень влияния средовых и генетических факторов, так как с биологическими родителями дети обладают близким хромосомным набором, но раздельными условиями социальной жизни, а с приемными, наоборот, находясь в одной среде, под их непосредственным воздействием, дети обладают другим набором генов.
Близнецовый метод достаточно широкая группа методик в центре которой выступает разностороннее исследование пар моно и дизиготных близнецов. Идентичный набор хромосом характерный для монозиготных близнецов предоставляет широкие возможности для изучения генетической детерминации на психические качества личности. Так при исследовании интеллекта и шизофрении были получены сильные корреляции для монозиготных близнецов, в том числе разлученных. В литературе описаны следующие вариации данного метода: