Методы аналитической психологии


Методы аналитической психологии

Метод анализа Юнга

Метод анализа, пожалуй, основной практический метод аналитического психологического направления. В качестве исходной методологической базы для анализа Юнга был взят метод психоанализа Зигмунда Фрейда. В аналитическом психологическом направлении такая методика обрела совершенно иное теоретическое обоснование и практическую ценность, поэтому анализ Карла Юнга является совершенно иным методом исследования.

Часто пациент юнгианского аналитика - это человек, который имеет достаточно неблагоприятный психотерапевтический опыт. Такой человек относится к себе с применением психологического подхода, а также владеет языком психологической науки и обладает способностью к рефлексии. Метод анализа предоставляет возможности для собственного самовыражения.

Метод анализа - это обычный вид человеческих взаимоотношений, и проходит он в обстановке теплой дружеской беседы и приятного времяпрепровождения. Пациент не пытается подстроиться, угодить специалисту, он сам дирижер своего процесса. Конечно, специалист аналитической психологической сферы не обучит правильной жизнедеятельности, не излечит, не решит проблемы пациента. В первую очередь он становится близким другом, и у пациента осуществляются с ним личностные взаимоотношения, психоаналитик проявляет участие, он внимателен и добр, и самое важное - пациент полностью доверяет ему. Следовательно, метод анализа это своего рода опыт целительного и нетравматического отношения. Даже можно говорить о том, что в аналитической терапевтической помощи нуждаются люди, которым в их жизни не хватает такого рода отношений.

Методика свободной ассоциации

Замечание 1

Технология данного метода предлагает пациенту сначала расслабиться, затем ему можно задремать, внимание при этом отключить. Мысли, которые приходят в этот момент, необходимо проговаривать, даже если они кажутся глупостью. На этом основывается методика применения свободных ассоциаций.

В основе метода лежит идея, что подлинные свободные ассоциации человека, который сумел оставить рациональный мыслительный способ, не есть случайность и подчиняются четкой логичности, она носит название - логика аффекта. В юнгианском практическом занятии необходимо ходить вокруг образа, при необходимости возвращаться к нему, предлагая новые ассоциации, до того момента пока не станет ясна его психологическая подоплека. Задачей такой методики является свободный доступ к сфере бессознательного содержания.

Метод интерпретации

Любой психологический анализ необходимо выстраивать на умозаключениях, интерпретациях. Этот акт всегда вербален и сознателен, логичен и нацелен на четкую осознанность ранее бессознательных сведений. Можно говорить о том, что специалист-аналитик должен быть развитым и наблюдательным, обладать четкой правильной речью и незаурядными интеллектуальными способностями. Хотя метод интерпретирования целиком не является интеллектуальным актом. Даже интерпретации точные и прекрасно сформулированные, если они не принимаются пациентом, будут представлять собой потраченное впустую время. Нужно сказать, что юнгианские аналитики редко обращаются к методу интерпретации, потому как акцентируют внимание на спонтанных проявлениях.

Ступени анализа

Карл Густав Юнг предложил линейную парадигму психотерапевтической деятельности. На первом этапе происходит:

  • признание;
  • исповедь;
  • катарсис.

Такая последовательность действий схожа во многом с религиозными традициями. Каждая поступь души должна начинаться с избавления от неискреннего, фальшивого, низменного и обманчивого и открываться для истины.

Второй период, где проясняются первопричины, соотносился им с методами психоаналитического направления. Этот период освобождает личность от необоснованных детских претензий, инфантилизма.

На третьем этапе, в ходе обучающего и воспитательного процесса, вырисовываются методы адлерианской терапии. Она прекрасно адаптируется к повседневным реалиям.

На четвертом этапе происходит психическая трансформация.

Замечание 2

Очевидно, что нельзя представлять реальный терапевтический процесс как четкую и однозначную поэтапную схему - многие специалисты-аналитики выдвигали свои системные метафоры для лучшей трактовки аналитических связей.

Методика активной воображающей деятельности

Понятие действенного воображения ввел Карл Густав Юнг, для того, чтобы отличить его от обыкновенного фантазирования, являющегося образцом пассивного домысла, где человек генерирует фигуры, идеи без участия своего эго, следовательно, ему не нужно оставлять их в памяти и пересматривать в реальных жизненных состояниях. Карл Юнг выделил специфические первопричины для внедрения метода действенного фантазирования в терапевтическую деятельность:

  • фантазии переполняют сферу бессознательного, поэтому нужно структурировать, систематизировать их и упорядочить;
  • большое количество сновидений, в которых можно увязнуть и окончательно запутаться;
  • снов не хватает, их мало, и они не остаются в памяти;
  • индивид ощущает на себе внешнее воздействие (к примеру, рок, сглаз);
  • индивид зациклен, в одинаковое положение он попадает постоянно;
  • нарушается процесс адаптации к жизнедеятельности, поэтому воображение становится для него вспомогательной способом для обучения трудным моментам, с которыми он не может справиться.

Часто для того чтобы прояснить бессознательное содержание мало обычных методик. К примеру, образы представляются достаточно странными, расплывчатыми и клиент не дает личные ассоциации с ними. Иногда такие образы богаты символическими значениями, для их трактовки необходимо обращаться к мифам, сказкам, легендам, проводить исторические параллели.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :